Панславизм - это что такое?
Панславизм - это особая идеология, которая сформировалась в разных государствах, населенных преимущественно славянскими народами. В ее основе лежат идеи о необходимости построения национального славянского политического объединения, которое бы основывалось на языковой, этнической и культурной общности. Данная идеология зародилась и оформилась в конце XVIII - начале XIX веков. Накануне XX столетия в мире на основе этих идей сформировалось движение неославистов. Они ставили перед собой подобные задачи, но при этом выдвигали требования равенства между всеми без исключения славянскими народами, а также освобождения от русского лидерства.
Истоки идеологии
Панславизм - это идеология, которая зародилась примерно в то же время, что и пангерманизм. Он тоже вырос на чувстве национализма и единства внутренних этнических групп в то время, когда в Европе господствовал Наполеон.
Идеи панславизма сегодня относят к романтическим националистическим движениям. Они активизировали лучших представителей славянской интеллигенции, а также ученых, которые специализировались на фольклоре, истории и филологии. Панславизм - это движение, которое органично развивалось вместе с желанием славян обрести абсолютную независимость.
Среди распространенных символов этого движения выделяют в первую очередь цвета. Это белый, синий и красный. А также гимн "Гей, славяне".
Кто стоял у истоков
Основателем этой идеологии считается хорватский миссионер Юрий Крижанич. Полагают, что он первым сформулировал само понятие. Согласно Крижаничу, панславизм - это движение, способное обеспечить общность всех славянских народов. Он даже предпринимал попытки создать для них единый язык, который понимали бы все окружающие. Популярность ему принес трактат под названием "Политика", который он написал, находясь в ссылке в Тобольске. В нем он провозгласил, что славянские народы в ближайшем будущем сбросят с себя иноземное иго, и ждать единого славянского государства долго не придется.
Панславянские идеи появились еще в Габсбургской монархии. Их носителями были чехословацкие литераторы и участники национального движения Павел Йозеф Шафарик и Адам Франц Коллар.
Окончательно движение было сформировано в 1815 году, когда закончилась война против Наполеона.
Зарождение идеологии
Сформулировал теорию панславизма и первым предложил этот термин чех Ян Геркель. Это произошло в 1826 году. Схожие взгляды на политику и происходящие в обществе процессы у большинства славянских народов привели к появлению идей об объединении, создании некой культурной общности.
Важную роль в этом сыграли успехи российской армии в военном противостоянии с Турцией, а также в войне с Наполеоном. Это все привело к оформлению идей не только о политическом, но и о лингвистическом объединении народов под властью России. Многие считали, что это может помочь славянским нациям в противостоянии иноземной власти.
Примечательно, что некоторые спустя какое-то время изменили свои взгляды. Например, Карел Гавличек-Боровский и Людовит Штур, а Палацкий Ф. ратовал за идею сохранить Австрийскую империю и создать в ее рамках федерацию славян, венгров и австрийцев.
Первый съезд
То, какую цель включает в себя понятие панславизма, сформулировал Первый славянский конгресс, который прошел в Праге летом 1848 года. Его заседания проходили в Софийском дворце, где осуществлялись многочисленные общественные акции, связанные с революционным движением 1848 года.
Инициаторами конгресса стали чехословацкие слависты. Российскую империю представлял эмигрант Михаил Бакунин. Всего на съезд прибыли около трехсот делегатов. По национальному принципу работа конгресса была разделена на три секции. Это чехословацкая, югославская и польско-русинская.
Председателем конгресса стал Франтишек Палацкий - знаменитый чешский общественный деятель и историк. Он запомнился тем, что призывал к сотрудничеству с монархией Габсбургов, считая, что это политическое образование наиболее желанно для обороны центральноевропейских народов.
Идеология панславизма
На конгрессе были сформулированы две основные позиции. Одна из них, которая считалась менее революционной, предполагала превращение Австрийской империи в многонациональную федерацию, в которую славянские народы могли бы войти на правах национальной автономии. Для реализации этой идеи была даже направлена петиция австрийскому императору.
Радикально настроенные участники конгресса, среди которых был и Бакунин, утверждали, что необходимо создавать отдельную славянскую федерацию, которая жила бы самостоятельно. Стоит отметить, что неоднозначную реакцию у участников конгресса вызывала Российская империя. Одни считали, что с ее помощью удастся освободить славянские народы, другие, среди них были польские депутаты, очень скептически относились к этому предложению.
Развитие идеологии в России
Панславизм в России стал активно развиваться в конце 30-х годов XIX века. Одним из первых Михаил Погодин сформулировал тезисы о необходимости утверждения славянского мира с присущими ему духовными ценностями и истинной верой - православием.
В славянофильской идеологии, которая играла важную роль в России, ключевое место занимал тезис об особой миссии России среди других славянских народов. Славянофилы выступали за немедленное освобождение братьев по крови от австрийского и османского влияния.
К первым российским славянофилам себя относили Алексей Хомяков, Константин Аксаков, Иван Киреевский. Они высказывались за противопоставление православного мира во главе с Россией Европе, погрязшей в безверии.
В 1849 году Фридрих Энгельс в своей статье "Демократический панславизм" раскритиковал основные постулаты этой идеологии. Позднее Ленин также осуждал славянофилов.
Примечательно, что в то время в России возникло движение противников панславистов, которые называли себя западниками. Например, к ним относились Александр Герцен и Петр Чаадаев. Они отрицали, что у России существует особая миссия и роль среди других славянских народов. Их позиции существенно ослабели после поражения в Крымской войне и польского освободительного восстания. Все это привело к активизации отечественных панславистов, которые в 1867 году организовали в Москве Славянский съезд.
Одним из сторонников этой идеологии на протяжении многих лет оставался социолог и естествоиспытатель Николай Данилевский. Панславизм Данилевского основывался на критике общественной цивилизации, а также на концепции культурно-исторического типа, которая базировалась на религии, культуре, политике и общественно-экономическом укладе.
Угасание идей
Панславизм начал терять популярность после русско-турецкой войны 1878 года. Это произошло из-за того, что большинство целей обеспечения независимости славянских народов к этому времени оказались выполнены. Например, возрождение славянских языков, народной культуры, обеспечение независимости.
К тому же основная идеология разделилась на несколько региональных течений: чехословакизм, иллиризм, австрославизм. После Первой мировой войны и революции в России идея панславизма были реализованы на примере Югославии и Чехословакии.
Возрождение в XXI веке
В нынешнем столетии к идеям панславизма возвращаются вновь. Появилось устойчивое мнение, что существующая политическая ситуация, которая сложилась в славянском мире, характеризуется враждебной политикой западных стран по отношению к славянским народам. Такой точки зрения придерживается ряд политиков и руководителей славянских государств, что косвенно подтверждается вступлением отдельных стран в НАТО, ЕС, ВТО и другие экономические сообщества и военно-политические союзы.
В данный момент высказывается мнение, что этот политический курс настроен на то, чтобы ЕС и НАТО активно противостояли славянскому миру. Это и приводит к возрождению данной идеологии. В современном представлении панславизм варьируется от достаточно либеральных идей до открытой неприязни, выраженной через вражду и безразличие.
Чаще всего к этим идеям обращаются в России, Беларуси, Словакии и Сербии.