Большой Москворецкий мост — архитектурная достопримечательность Москвы
Все крупные города мира строились на берегу рек. Не стала исключением и Москва, основанная на берегу Москвы-реки и получившая название по имени водной артерии. В первых исторических документах имеются разрозненные сведения о том, сколько рек протекает по территории города. Лишь в 1926 году был составлен первый каталог рек Московской губернии, в котором отмечалось, что в границах Москвы насчитывается 40 рек. Из них лишь 23 имели названия, остальные были безымянными. Наиболее значимыми были Москва-река, Яуза, Неглинка.
Мосты в Москве
По мере строительства жилых районов на участках, расположенных на берегах протекающих рек велось и строительство мостов, обеспечивающих транспортное сообщение между жилыми массивами. О том, сколько в Москве мостов сегодня, не всегда могут ответить даже коренные москвичи, потому что в их число входят эстакады, железнодорожные мосты и путепроводы (мосты, пролегающие над дорогами). Но одним из главных украшений столицы являются набережные и 34 моста, соединяющих берега рек.
Самые старые из них: Лефортовский, Боровицкий и Новоспасский. Они были сооружены еще в царские времена и с тех пор не перестраивались. Считается, что срок службы любого мостового сооружения составляет 100 лет, после чего конструкция разбирается и возводится новая. Это и произошло с одним из самых красивых и наиболее значимых — Большим Москворецким мостом.
Исторический экскурс
Первое мостовое сооружение, соединявшее берега Москвы-реки около Беклемишевской башни Кремля, было построено в 1498 году. В то время Большой Москворецкий мост представлял собой наплавную конструкцию. Она соединяла Тверскую и Серпуховскую дороги. Строительство стационарных мостов в то время не велось, поскольку при нападении врагов с юга наплавной мост легко можно было убрать, а река являлась естественным препятствием, преграждавшим путь к городу. В конце XVIII века вместо настила из бревен был сооружен деревянный мост на сваях шириной 10 метров и длиной 120,5 метров. В 1829 году была проведена первая реконструкция, в результате которой были установлены каменные быки и три деревянных арочных пролета.
После пожара, случившегося в 1870 году, деревянные конструкции сгорели, а двумя годами позже вместо них соорудили пролеты из металла. Новый мост был назван по проходящей под ним Москворецкой улице. Он функционировал до 1936 года, после чего вместо него было построено новое сооружение.
Известный сегодня Большой Москворецкий мост был спроектирован архитекторами И. Г. Сардарьяном и А. В. Щусевым. Строительство велось в 1937-1938 годах под руководством инженера В. С. Кириллова.
Архитектурные особенности
Большой Москворецкий мост в Москве является одним из самых крупных в Европе. При ширине 40 метров общая длина моста равна 554 метрам. Это монолитная железобетонная конструкция, основной пролет которой имеет длину 95 метров. Он перекрывает русло Москвы-реки. По проекту пролет подняли высоко над уровнем водоема, чтобы под мостом проходили речные суда
Проезжая часть пандуса с левого берега переходит в Васильевский спуск, ведущий к Красной площади, на правом берегу пандус плавно переходит Чугуевский мост, ведущий на Большую Ордынку. Главной особенностью Москворецкого моста являются специальные балконы, построенные для того, чтобы, находясь на них, можно было смотреть на уникальные виды Кремля и Красной площади. Для облицовки фасадов и балконов использовался розовый гранит, благодаря которому сооружение стало гармонировать с архитектурным ансамблем Кремля.
Как видно на карте Москворецкий мост расположен неподалеку от Спасских ворот. Находясь на нем, туристы могут любоваться классическим видом на Храм Василия Блаженного, расположенный на Красной площади, набережными Москвы-реки: Кремлевской, Москворецкой, Софийской. С моста видна гостиница «Балчуг», открывается прекрасный вид на построенный на месте бывшей гостиницы «Россия» новый парк «Зарядье».
Скандальные факты, связанные с мостом
В современной истории на Большом Москворецком мосту дважды происходили скандальные события, ставшие потрясением не только для России. Одно из них произошло в период перестройки. Виновником события стал пилот из Западной Германии - Матиас Руст. В конце мая 1987 года, направляясь на небольшом одномоторном самолете из Гамбурга в Хельсинки, пилот внезапно изменил курс и без препятствий со стороны пограничной службы пересек воздушную границу Советского Союза. Пролетев более 1000 км, самолет благополучно совершил посадку на Большом Москворецком мосту в Москве. По словам Руста, изначально он планировал приземлиться на Красной площади, но из-за большого скопления народа изменил место посадки.
Вторым скандальным событием, которое потрясло весь мир в 2015 году, стало убийство известного всему миру политика Бориса Немцова поздним вечером 27 февраля. После этого даже поступали предложения переименовать мостовое сооружение в Немцов мост. Это название закрепилось среди друзей и соратников политика. На месте убийства создан мемориал, на котором ежедневно дежурят волонтеры, а москвичи и гости столицы несут к месту гибели Бориса Немцова живые цветы.