Эпиграфика - это... Что изучает эпиграфика
Буквальное значение слова «эпиграфика» - «относящееся к надписям». Образовано оно от греческого «эпиграфэ» – «надпись». Существует несколько областей его применения. Например, современная эпиграфика представляет собой совокупность надписей, находящихся в логической связи с предметным окружением. Это могут быть вывески, таблички на дверях, указатели, этикетки. Современная эпиграфика – это не название научной дисциплины, а объект изучения в лингвистике. Нас будет интересовать совсем другая – историческая.
Что изучает эпиграфика
Существует много категорий письменных исторических источников. При изучении их не обойтись без вспомогательных исторических дисциплин, которые предоставляют в распоряжение ученых весь арсенал методов самых различных наук. Таких предметов множество, и количество их возрастает с усложнением классификации источников.
Одной из таких дисциплин является эпиграфика. Это раздел исторической науки, изучающий надписи на памятниках прошлого, изготовленных из твердого материала. Каменные, костяные, металлические, деревянные, глиняные изделия интересуют эпиграфику в том случае, если на них присутствуют процарапанные, выбитые или чеканные надписи. Дело в том, что механическое воздействие на материал (гравировка, вырезание текста на деревянной дощечке) придает памятнику важные отличительные черты. Они во многом зависят от характера материала, обработки поверхности и писчего инструмента. Например, клинообразный вид месопотамских письменных знаков обусловлен способом их нанесения: заостренной тростинкой или деревянной палочкой знаки выдавливались в мягкой глине.
Клинопись произошла от пиктографического письма, по мере усложнения текстов, увеличения «объемов работ» писцов и скорости писания происходило упрощение пиктограмм, и в итоге письменность обрела свой характерный вид.
Эпиграфист, подключая аппарат лингвистики, культурологии, искусствоведения, атрибутирует письменность – это главное - и выполняет перевод (если возможно). Текст, если он поддается прочтению, должен быть осмыслен именно в рамках установленной системы письменности и языка определенной эпохи. К примеру, нельзя пытаться прочитать надпись V века до н. э. на языке X века н. э. Таким образом, вопросы лежат в области пересечения многих дисциплин и решаются в пределах применимости методов, используемых этой наукой.
О чем же может рассказать эпиграфика? Интересные факты, связанные с этой дисциплиной, можно собрать во множестве. Остановимся лишь на нескольких, и мы увидим, что эпиграфика – не только важно, но и очень занимательно.
Как древние писцы помогли ученым
В XIX веке при изучении различных видов клинописи дешифровщики столкнулись с большими трудностями: один и тот же знак мог быть идеограммой, нечитаемым определителем или слоговым знаком, при этом мог еще и произноситься по-разному. «Изобрели» клинопись шумеры, но пользовались ею многие народы, населявшие в разное время Междуречье. Аккадцы (вавилоняне), восприняв шумерскую систему знаков, наделили каждый знак-слог новым звучанием. Как же правильно читать надписи?
Помогла в вопросах эпиграфики знаменитая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала. В ней среди огромного количества «глиняных книг» обнаружился настоящий словарь: знакам-идеограммам были сопоставлены древние шумерские и вавилоно-ассирийские звуковые значения. Вероятно, это было пособие для начинающих писцов, испытывавших те же затруднения, что и эпиграфисты спустя более чем две с половиной тысячи лет…
Карты на глиняных табличках
Жители Месопотамии составляли не только словари, но и карты. Широко известна поздневавилонская карта мира VIII-VII веков до н. э., однако она представляла собой скорее иллюстрацию мифа и не имела практического значения: сложно представить себе, чтобы вавилоняне к тому времени не знали о существовании, например, Египта. Предназначение карты остается неясным.
Существуют гораздо более древние (середины II тысячелетия до н. э.) карты, не претендующие, правда, на глобальность, но зато составленные явно с практическими целями.
Это карта царских полей в районе города Ниппур, а также план самого города, на котором обозначены храмы, сады, каналы и городская стена с несколькими воротами. Все объекты помечены краткими клинописными надписями.
Исцарапанные стены – ценный исторический источник
Эпиграфика - это древние и средневековые граффити. Знаменитые римские надписи недаром часто сравнивают с социальными сетями - они содержат все: от всегда актуальных «Марк любит Спендузу» и «Виргула – Терцию: ты мерзавец» до философско-меланхолического «Однажды ты умираешь и становишься просто ничем». Стены домов и общественных зданий были и досками объявлений, и политическими листками. Грамотность писавших порой сильно «хромала», но благодаря этим надписям в распоряжении исследователей есть материал, относящийся к разговорному, народному языку далекой эпохи. Именно такая «вульгарная латынь» впоследствии легла в основу современных романских языков.
В средние века люди тоже любили нацарапать что-нибудь на стенах. Известны надписи в Софийском соборе Константинополя, сделанные рунами, - вероятно, их оставили варяжские наемники из гвардии византийского императора.
Богатый эпиграфический материал предоставляют граффити на стенах древнерусских церквей. Они содержат не только проявления самовыражения («Иван писал») или короткие молитвы, но и тексты, содержащие актуальную на момент написания военную или политическую информацию. Это сообщения о распрях и замирениях князей, серьезных событиях (например, убийство князя Андрея Боголюбского). Такие надписи делались «по горячим следам», и почерпнутые из них сведения помогают дополнить и уточнить данные летописных источников, поэтому они чрезвычайно важны.
Письма на бересте
К настоящему времени число берестяных грамот превышает тысячу и продолжает расти. Впервые они были обнаружены в Новгороде, позже найдены и в других древних русских городах. Эти памятники свидетельствуют о широком распространении грамотности среди городского населения. Среди них встречаются хозяйственные и деловые послания, сообщения о судебных делах, долговые списки. Поэтому грамоты доносят до историков ценнейшую информацию о гражданской жизни, о социально-экономических отношениях в средневековом русском обществе. Например, сообщение о покупке земель и крестьян: «Поклон от Синофонта брату моему Офоносу. Да будет тебе известно, что я купил раньше Максима Ещерский уезд и Замолмосовье и крестьян себе в Симовле и на Хвойне. А Максим и Иван Широкий при этом были».
Есть среди грамот любовные записки, школьные упражнения, молитвы и заговоры. Есть примеры семейной переписки: «Наказ Семену от жены. Угомонил бы ты [всех] попросту и ждал бы меня. А я тебе челом бью».
Некий Борис пишет Настасье: «Как придет эта грамота, пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху – рубаху забыл». И сразу оживает, перестает быть просто сухой страницей учебника истории мир далекого прошлого. А вот совсем интригующий фрагмент: «с человеком грамотку пришли тайно». Береста оборвана, и этой тайны никто уже не узнает…
Древнейшие из найденных грамот датируются XI веком, позднейшие – XV веком, когда береста в качестве писчего материала стала вытесняться бумагой, которая сохраняется гораздо хуже. Берестяные грамоты - это окно в русское средневековье, позволяющее увидеть в истории не только князей, воевод и церковных иерархов, но и обычных людей, и тем самым сделать наши знания о прошлом более полными.
Значение эпиграфики
Во многих случаях эпиграфика – это единственный источник наших знаний о письменном наследии какого-либо народа, например этрусков, древних германцев, кельтов. Да и для других древнейших цивилизаций эпиграфические источники составляют основную часть письменных памятников.
При изучении античности и средневековья данные, полученные с помощью эпиграфики, также оказываются незаменимы – они могут рассказать о сторонах жизни, о которых не узнать из анналов и летописей. Не менее важны и официальные эпиграфические памятники – посвятительные и религиозные надписи, эпитафии, тексты международных договоров и юридических документов.
Мы рассмотрели только несколько примеров из того огромного массива памятников, что изучает эпиграфика. Немного, но вполне достаточно для понимания того, как велика роль этой вспомогательной дисциплины в исторической науке.