Советский детективный художественный фильм «Голубой лев»
Армянский кинематограф возникал фрагментарно. В силу того, что государство входило в состав СССР, являлось частью его художественной истории, практически все работы выдающихся деятелей искусств были внесены в историческую летопись национального и советского кинематографа. Среди них фильм «Голубой лев», являющийся экранизацией повести Ю. Перова «Святой Маврикий», написанной в соавторстве с В. Степановым и входящей в сборник «Косвенные улики».
Краткое описание сюжетной линии
Детективную художественную ленту снял выдающийся кинематографист Генрих Рубенович Маркарян, известный публике по картинам «Парни музкоманды», «Твердая порода», «Аптека на перекрестке», «Председатель ревкома», короткометражке «Четверо в одной шкуре». Картина «Голубой лев» была одной из последних творческих работ кинодеятеля, в которой он выступил в качестве режиссера и автора сценария.
В основе повествования история о неудачной попытке ограбления двумя ворами, специализирующихся на кражах предметов искусства и антиквариата. Преступники совершают налет на жилище коллекционера-профессора в надежде добыть редчайшую марку, именуемую «Святой Маврикий», ценность которой баснословна. Однако, злоумышленникам не удается осуществить задуманное, так как в дома оказывается хозяин. Чтобы уйти от наказания им приходится взять его в заложники.
Критика
Главной особенностью структуры повествования ленты «Голубой лев» является то, что режиссер в большей степени акцентирует внимание зрительской аудитории на причинах преступления, чем на процессе его раскрытия и наказания виновных. Чем более накаляется атмосфера и убыстряется ритм развития событий, тем больше Генрих Маркарян уделяет внимания личностному началу, анализу характеристик и внутреннего мира главных героев.
Действие разворачивается в камерной, ограниченной обстановке, кишит бытовыми подробностями и незначительными конфликтами между центральными персонажами.
С эстетической точки зрения, фильм не совершил революции в киноязыке, но он обладает особой стилистикой, передающей, по мнению критиков, специфическую атмосферу того временного периода. Картина представляет собой альтернативный способ художественного высказывания своих создателей о социальной действительности конца 70-ых годов.
Актеры и роли
Главными действующими лицами работы Маркаряна стали:
- ювелир - роль которого исполнил советский армянский артист театра и кино, педагог, чтец Сос Саркисян;
- Гаяне - актриса Ереванского ТЮЗа Анаида Гукасян;
- домработница – народная артистка СССР Вардуи Вардересян;
- монтер - народный артист Армении Армен Сантросян;
- художница - армянская актриса Алиса Капланджян;
- профессор – актер Ереванского гостеатра музыкальной комедии им. А. Пароняна Генрих Асланян;
- участковый - артист Ереванского академический театр им. Г. Сундукяна С. Аджабханян.