Законы восприятия в психологии. Основные виды и свойства восприятия

Психология выделяет некоторые законы восприятия человеком окружающего мира. Ученые исследовали состояния, когда человеческий мозг приспосабливался к меняющейся реальности, и пришли к выводу: лучше и быстрее адаптируются те, кто ведет подвижный образ жизни. Воспринимать пространство легче в движении. Без этого останавливается процесс самообучения.

Особенности развития человека

Установлены некоторые законы восприятия окружающего мира за счет простых опытов и наблюдений. Так, исследователи сравнивали пассивных детей и подвижных в определенных условиях. Одним из таких опытов являлось наблюдение за людьми, оказавшимися в перевернутом пространстве.

Законы восприятия действуют на всех без исключения. Доказательством тому служит опыт с очками, отображающими окружающий мир перевернутым. Человек, носящий такую оптику, будет приспосабливаться к изменившимся условиям.

Мозг начинает выделять объекты и приводить аналогии, взятые из накопленного опыта. Буквально через месяц человек ощущает себя комфортно в новых условиях и живет обычной жизнью. Но стоит ему снять оптику, как он снова теряется в пространстве на некоторое время.

Заметить законы восприятия легко, когда с трассы съезжаешь на улочки города после длительной поездки на высокой скорости. Все кажется настолько медленным, что создается впечатление, будто идешь пешком. Для восстановления ощущения скорости достаточно остановиться совсем на час-другой. Пример с оптикой требует большего времени на адаптацию к меняющимся условиям.

Почему так происходит?

Правильное восприятие пространства напрямую зависит от движений частей тела человека. Важную роль играет не само перемещение из пункта А в Б, а процесс, в котором участвует работа мышц. Адаптация к меняющимся условиям происходит только через моторику, выполнение повторяющихся манипуляций.

Дети познают окружающий мир через постоянную игру. Взрослые более приспособлены к обучению, познанию чего-то нового при движении. В этом заключаются особенности восприятия, что доказывает простейший опыт:

  • Одному из взрослых надели оптику, переворачивающую картинку окружающего пространства, и заставили его сразу двигаться, пытаться выполнять ежедневные функции. Поначалу он был в замешательстве, но довольно быстро перестроился и стал воспринимать мир как обычно.
  • Другого взрослого заставили быть пассивным и сидеть в кресле, не совершая вообще никаких движений. Ему также одели аналогичную оптику. Даже спустя длительное время он так и не смог подстроиться к изменившимся условиям.

Выводы из опыта

Правильное восприятие пространства напрямую зависит от физической активности индивида. Существует так называемая мышечная память, хотя ее участие не может быть доказано осязаемыми фактами. При движении более активно работают органы слуха, зрения, осязания.

Так более насыщено проходят внутренние процессы формирования способностей восприятия и понимания прекрасного. Для правильного развития человека необходимо движение. По мнению большинства ученых, адекватные образы складываются только при таких условиях.

Движения могут быть и внутренними, имеет значение, чтобы они были мышечными. Даже зрительное восприятие происходит благодаря хаотичному перемещению зрачка глаза. При статичном его положении объект замыливается. Это может быть связано с адаптацией колбочек, палочек.

Доказано, что такое восприятие противоестественное, оно осуществляется, когда наблюдают торможение всех систем организма. Образ предмета будто исчезает из поля зрения человека.

Психофизиологические особенности человека

Известным отечественным ученым Сеченовым доказана прямая зависимость между движением физическим и психологическим развитием. Он показал, что такое восприятие окружающего мира является оптимальным. При движении адекватно воспринимаются параметры объектов:

  • Размеры: длина, высота, глубина.
  • Пропорции относительно других предметов.
  • Расстояние до объекта.
  • Скорость его движения и своего перемещения.

Невозможно представить статичного человека, реально воспринимающего состояние окружающего мира. Мы часто можем услышать выражение: пока я двигаюсь, я живу. Оно появилось задолго до создания учений о психологии.

В этом заключаются особенности восприятия человеком окружающих объектов. Однако движение влияет и на понимание сути понятия «время». Способностей адекватно оценивать параметры объектов недостаточно. Для существования в этом мире важно ориентироваться во времени.

Мышление и восприятие может быть дробным — периодическая активность организма порождает понятие времени. Интервалы движений помогают человеку ускоряться или замедляться, что дополнительно помогает осознать суть истинных вещей мироздания.

От динамики окружающего пространства и самого человека зависит его мировоззрение. Каждый объект своего рода ощупывается взглядом. При появлении нового предмета зрачок начинает менять свое положение благодаря мышцам. Сравнивается увиденное с базой в памяти, оценивается расстояние, принимаются попытки оценить скорость движения самого предмета.

Органы восприятия получают информацию от мышц в процессе обследования окружающего пространства. Вовлеченными в это оказываются зрачок, ушные раковины, рецепторы носа, нервные окончания кожи рук при непосредственном контакте с предметами. Движение относится к первому условию восприятия.

Память

Восприятие объектов сопровождается записью устойчивых образов в память, которые сохраняются долго при внезапно изменившихся условиях в пространстве. Так, в приведенном примере, когда человеку надевают очки, перевернувшие картинку, происходит нарушение восприятия. Реальная обстановка не соответствует уже привычной и требуется перезаписать имеющуюся базу.

Второй закон восприятия можно отнести к памяти: длительно сохраняются образы окружающей действительности, мышление их подкрепляет. Опыт с очками является доказательством: стоит их надеть обычному человеку, и он может потеряться. Аналогично происходит, если снять их после длительного ношения: память уже перезаписала привычные образы и снова дискомфорт и дезориентация.

В результате можно сделать выводы: восприятие и понимание напрямую зависит от накопленного опыта человека в процессе познания окружающего мира. Память образов даже после перезаписи в новой обстановке искажает реальные параметры объектов. Мозг всегда ищет соответствия между внешним видом нового предмета и видом ранее встречавшихся образов.

Когда обстановка будет знакомой, мышление в отношении данного вопроса частично отключается, и у человека уже интуитивно происходит восприятие окружающей действительности. Этим объясняется исчезновение дискомфорта в новых условиях. Скорость же адаптации у всех различна, значительно сокращается этот период благодаря «мышечной памяти».

Под изменяющиеся условия потому быстрее приспосабливается молодое поколение, что его представители находятся постоянно в движении. Стоит отметить: если бы пожилые люди занимались ежедневно спортом или хотя бы избегали статичных состояний, то они с легкостью бы переписывали свою область памяти. Имеется в виду та, которая отвечает за восприятие окружающего пространства.

Достаточно просто ходить по помещению, и процесс привыкания к очкам будет намного эффективнее, чем у тех, кто будет сидеть в кресле и обозревать мир только лишь поворачивая голову. Скорость адаптации повышается при задействовании органов слуха, осязания. При ощупывании окружающих предметов объекты познаются быстрее.

Правильная запись памяти

Информация об окружающих объектах поступает в центральную нервную систему. Для правильного формирования параметров и свойств предметов требуется постоянный и максимальный приток новых сведений. Это возможно только во время движения тела или хотя бы его частей.

Подходящие условия создают упражнениями, которые выполняют по отработанным схемам. Именно так мы учимся ходить, плавать. В результате многократно повторяющихся действий происходит запись новой информации и ее корректировка при обнаружении несоответствия.

Примером тренировок может служить эксперимент, когда любого человека помещают в бассейн с водой на длительное время. Температура нового пространства комфортная, но подопытный не может ощущать ее благодаря спецсредствам. Накладки полностью покрывают кожу и исключают возможности осязания. Так человек не может ничего слышать, глаза закрыты.

Через некоторое время его извлекают из воды и проверяют состояние. Итогом эксперимента становится:

  • нарушение ориентации в пространстве;
  • пропадает возможность восприятия хода реального времени;
  • снижается способность нормально улавливать параметры окружающих предметов;
  • оказываются нарушены способности правильно воспринимать вкусы, звуки, цвета;
  • у некоторых людей в результате нарушений появлялись галлюцинации.

Результаты эксперимента позволили сделать вывод: человеку нужна постоянная подпитка информации об окружающем пространстве для правильного его восприятия. Стоит ненадолго переместиться в новые условия, и происходит так называемое разрушение имеющихся надстроек. Часто в простонародье их называют привычками.

Меняются привычки благодаря новому потоку информации об окружающем мире. Чем мощнее будет поток, тем быстрее человек переучивается. В этом случае мышцы становятся чем-то вроде проводников, имеющих малое сопротивление для информации. Они как бы усиливают каналы для ее перемещения прямиком в центральную нервную систему.

Процесс развития

Формирование восприятия происходит всю жизнь человека. Этот процесс никогда не останавливается, покуда происходит движение. Еще будучи ребенком, каждый индивид формирует система восприятия реального времени. Она впоследствии оказывает влияние на то, как принимается мозгом каждый новый объект.

Создание потока информации происходит через следующие процессы:

  • игры и коммуникации со сверстниками;
  • физический контакт с предметами, живыми организмами вносит существенный вклад в познание мира;
  • необходима и трудовая деятельность, и отдых, даже драки нужны для процесса развития;
  • бесконечные опыты помогают формировать правильное восприятие: «путь ошибок трудных» нужен для исправления памяти, записанной неверно под влиянием множества жизненных факторов;
  • поиск стимула к движению вырабатывается в младенчестве и остается главным фактором к побуждению той или иной деятельности.

Во взрослой жизни человек испытывает интерес при возникновении чего-то нового в окружающем пространстве. Это особенно привлекает внимание, если объект выделяется из привычной картины. Внутреннее возбуждение объясняется рефлексом приспособления, который заложен самой природой.

Восприятие мира намного эффективнее при выходе из «зоны комфорта». Этим правилом руководствуются многие компании по развитию персонала. Искусственно создаются такие условия, когда человек как бы выводится из обычного привычного пространства. Этим достигается возникновение внутреннего стимула к обучению в новой реальности.

В школах креативно мыслящие учителя выносят проведение занятий на улицу или в другое выбранное место, чтобы организм получил встряску и включил интуитивные приспособленческие рефлексы. С этим связана рекомендация: почаще менять место работы не реже одного раза в 3 года. Для развития требуется смена обстановки, привычного пространства. Необходима полная перезапись имеющейся информации о мире.

Если проводить очень долгие годы в замкнутом помещении (офисе, на одном служебном месте), организм постепенно переходит в полуспящее состояние. Особенно это касается клерков, которые выполняют рутинную работу в сидячем положении и не занимаются спортом. Смена обстановки становится похожа на эффект бомбардировки памяти новым потоком информации. Человек, сам того не замечая, становится способен усваивать материал, который ранее было не под силу даже просто прочитать.

Внутренние конфликты

Процесс восприятия является сложным с точки зрения классификации событий. Его можно описать набором случайностей в жизни каждого индивида. На область памяти, отвечающей за хранение накопленной базы сравнения с окружающим миром, действуют все чувства: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус.

При определенных условиях внутреннее мышление человека вступает в конфликт с врожденным рефлексом — познавать мир таким, какой он есть. Так, при виде летающего человека возникает первая отрицательная реакция: «такого не может быть». Но если он сам будет летать спустя время, то наступит внутреннее спокойствие — адаптация памяти под изменяющиеся условия прошла успешно.

При невозможности адаптироваться, когда у человека возникают внутренние противоречия, наблюдаются сложности с оценкой окружающего пространства. Дезориентация сохраняется, человек не может вести нормальный образ жизни в новых условиях. В этом случае ему потребуется психологическая помощь, тренинги. Вся информация содержится во внутренних структурах мозга. Это доказывают исследование ощущений людей, переживших ампутацию конечности.

Человеку длительное время кажется, что он ею может шевелить, ощущает ее. Это ощущение у многих сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Фантомные боли возникают периодически, не давая возможности приспособиться к новой реальности.

Интуитивно человек пытается подхватить отсутствующей рукой падающий предмет или взяться ею за ручку, поручень. Память намертво закреплена в глубинах нервной системы, мозга. Фантомы являются выработанными в течение жизни. Если конечность отсутствует с рождения, то этого эффекта не наблюдается.

Возраст

Законы восприятия в психологии обусловлены процессом развития человека. Сформировавшееся мироощущение труднее нарушить с возрастом. До 9 лет происходит накопление внутренней памяти. По завершении этого временного порога накапливается полная база восприятия окружающего пространства.

Именно к этому периоду жизни человек является приспособленным к жизни. База восприятия уже подготовлена. С этого возраста наблюдаются фантомы после ампутации конечностей.

Явных доказательств, свидетельствующих о психологической составляющей в работе органов чувств, не привел еще никто. Приведенные примеры являются лишь результатами проведенных исследований, объяснить же глубинный смысл восприятия окружающего мира не получается с научной точки зрения. Ученые не могут дать окончательный ответ, как человек может перенимать через органы чувств следующие способности:

  • мышление, возможность делать логические выводы;
  • интуитивные способности;
  • гештальструктуры восприятия.

Не получается дать ответ на вопрос, как эти способности человек перенимает через органы чувств. Изучением этого занимаются в основном философы. Научная точка зрения не объясняет механизмы передачи скрытой информации.

Из опытов видно, что для правильного восприятия мира недостаточно познавать мир известными нам органами чувств. Часть информации об окружающем мире должна поступать по другим каналам, неведомым пока науке.

Известные труды философов

Основным предположением ученых о приобретении способностей познавать мир было нативистское, или природное. Оно рассматривало вопрос в ключе: вся информация в человека заложена с рождения через гены. Области ума, ответственные за это, формируются по непонятным пока науке законам. Много размышлений на эту тему имеют труды английского психолога и философа Дж. Локка.

В его работах и многих его последователей сравниваются возможные варианты приобретения способностей через труды и опыты. Также приводятся опровержения теории о накоплении памяти в течение жизни. Так, И. М. Сеченов, отечественный психолог, рассматривал роль мышечной памяти в жизни человека.

Д. Бом рассматривал теорию приобретения способностей через движение человека. В его трудах были приведены опыты сравнения адаптации индивида подвижного и пассивного. Но в их трудах не было каких-либо научных доказательств процесса накопления информации. Гипотезы пока остаются неподтвержденными и вызывают сомнения у многих сообществ, занимающихся поиском ответов на этот вопрос.

На данный момент все философы и психологи сходятся лишь в одном: человек впитывает информацию об окружающем мире через органы чувств, но часть поступает через невидимые пути: разум или формируется при рождении. Окружающий мир влияет на сознание и искажает представление об окружающих объектах. Подтверждением этому служит простой эксперимент, приведенный ниже.

Часто человек не сразу может определить явную суть видимого объекта. Подопытному показывают размытый рисунок, ему непонятно, что изображено. Но когда исследователи называют предметы и показывают их очертания, то в мозгу испытуемого сразу вырисовывается полноценная картина с отдельными объектами.

Осмысленность увиденному человек придал при помощи собственного мышления. В этом процессе важна роль проб и ошибок. Каждый раз опровергая свои выводы, мозг корректирует память и в следующий раз определяет предметы безошибочно.

Последовательность адаптации

Работу организма по внесению информации в память условно подразделяют на несколько последовательных этапов. Начало опознавания объектов обусловлено активной работой всех органов чувств. Мозг пытается обработать полученную информацию и сравнить с накопленными знаниями. Интелектуальный процесс не заканчивается, пока не будут выделены все признаки, относящиеся к этому объекту.

Лишняя информация отсеивается, остается лишь та, которая свойственна рассматриваемому предмету. Если в памяти она уже имеется, то на сравнении заканчивается весь процесс. При отсутствии соответствий мозг пытается индентифицировать принадлежность объекта к какой-либо категории. Впоследствии происходит поиск общих признаков.

Даже если свойства объекта еще не определены, записывается в память информация о его принадлежности к конкретной категории. Этот процесс опознания зависит от накопленного опыта. Тут задействованы все механизмы: мышление, внутренняя информация об объекте, органы чувств. Можно сделать выводы о том, что отсутствие хотя бы одного из них не даст возможности получить достоверную и полную картину.

Комментарии