Авангард в музыке: особенности, представители, история и интересные факты
XX век – эпоха смелых экспериментов в искусстве. Композиторы, художники, поэты и писатели искали новые средства, которые могли бы помочь отобразить современность во всех ее противоречиях и контрастах, отразить в своем творчестве бурные события своего времени. В своих творческих поисках они пошли в разные стороны, обретая единомышленников и последователей. Так сформировались новые авангардные направления в искусстве.
Новаторство авангардистов
В классической музыке появилось множество новых течений. Такие композиторы, как А. Шенберг, В. Щербачев, А. Мосолов и другие, экспериментировали с тональностью, что привело к ее разрушению. Другие композиторы обратили свое внимание на подход к музыкальному звуку, стремясь к созданию новых форм звучания и новых музыкальных инструментов, а также используя в своих сочинениях звуки далеких от музыки инструментов (например, печатная машинка).
Композиторы «нововенской школы» создали новые техники и принципы композиции (додекафония, серийная музыка). Подвергается сомнению главенствующее место мелодии в произведении. На первый план выходит ритм. Авангард в классической музыке сметает все устои и правила, устанавливая новые.
Например, композиторы Ф. Гласс, С. Райх и Т. Райли применяли технику примитивизма – подражания звукам природы, стремления к естественности и простоте.
Авангард в музыке американского композитора Дж. Кейджа проявляется в том, что процесс сочинения произведения строится по принципу «игры в кости»: звуки -это непредвиденные случайности, неопределенность.
Таким образом, авангард в музыке представлен конкретными жанрами: музыкальным экспрессионизмом, сонористикой, серийной музыкой, алеаторикой и многими другими направлениями.
Конкретная музыка
"Конкретным" называется течение, стиль музыки авангарда, которое заменяет музыкальные звуки различными шумами (акустическими и природными эффектами). Впервые технику конкретной музыки стал использовать в своем творчестве французский композитор Пьер Шеффер. Одно из наиболее известных его произведений - «Симфония для одного человека», которое представляет некоторую последовательность звуков, напоминающую фонограмму для театрального спектакля.
Авангард в музыке Шеффера проявлялся в том, что он стремился к освобождению от инструмента и исполнителя. Именно его творчество послужило началом создания и развития электронной, а позднее и компьютерной музыки.
Экспрессионизм
Авангард в музыке 20 века также представлен экспрессионизмом. Это течение в музыкальной сфере получило наибольшее развитие в Германии и Австрии. Крупнейший представитель данного направления – Арнольд Шенберг. Его музыка наполнена глубоким психологизмом. Отчаянье, бессилие, ужас, аффектное состояние находят выход в сочинениях Шенберга.
Экспрессионисты выступали против созерцательного и пассивного искусства, уводящего человека в иллюзорный мир, призывая не пытаться убежать от проблем реальной жизни. Мелодии их произведений прерывистые и ломаные. Преобладает диссонансная гармония.
Новаторством композиторов – экспрессионистов является серийный подход: 12 звуков звучат в любой последовательности, но не повторяются до тех пор, пока не прозвучат остальные. Подобный подход также именуется "додекафонией". Музыке экспрессионистов характерна атональность.
Экспрессионизм близок романтизму тем, что также стремится к духовной чувственности и выражению человеческих переживаний. К экспрессионизму относят сочинения А. Шенберга, А. Веберна, А. Берга, Г. Малера, И. Стравинского, Б. Бартока, поздние сочинения Р. Вагнера.
Пуантилизм
Антон Веберн – один из основателей Новой Венской школы – начал применять в своих сочинениях технику пуантилизма (точечного письма). В нем большое внимание уделялось отдельно звучащим звукам. Технику пуантилизма применяли в своем творчестве композиторы К. Штокхаузен, Л. Ноно, П. Булез.
Сонористика
В музыке авангарда сонористика занимает значительное место. Звуковой основой этого течения выступают тембровые комплексы, звуковые массы («соноры»), нерасчлененные во времени. Сонор - особая окраска звучания, которая обладает определенным эстетическим воздействием. При восприятии утрачивает свою выразительную силу высота отдельного звука. Ярчайшими примерами сонорной гармонии считаются отдельные произведения К. Пендерецкого, В. Лютославского, С. Губайдулиной, А. Эшпая, К. Штокхаузена.
Алеаторика
Алеаторика («игральная кость») - особый композиционный прием, который предполагает случайное соединение звуков. К примеру, вместо сочинения музыки композитор-алеаторик кидает игральные кости, переводя в ноты полученные числа. Или разбрызгивает краски на нотные листы. Такими композиторами были В. Лютославский и П. Булез.
Музыка русского авангарда
Русскими авангардистами начала XX столетия стали Александр Скрябин с его самобытной гармонией и техникой, Николай Мясковский и Владимир Ребиков, а также другие композиторы-новаторы, которые воплотили в своем творчестве эстетические идеалы символизма.
Некоторые композиторы отказались от мажоро-минорной системы, привычной формы и структуры музыкального произведения. Они начали искать новые гармонии, тембры, ритмы. Теоретическую основу оригинальным звуковысотным системам дали композиторы Н. Обухов, Л. Сабанеев, И. Вышнеградский и другие.
Музыка нового времени
Некоторые композиторы молодого советского государства развивали в своем творчестве идею замены мелодии шумами. Шумовая музыка – это течение, которое задумывалось как максимально близкое к нуждам и быту пролетариата. Замечательным примером в этой сфере является «Симфония гудков» композитора Авраамова, которая основывается на сочетании различных звуков индустрии: это машинные гудки, свистки паровоза, пистолетные выстрелы.
Грань между высоким искусством и "искусством низов" была практически уничтожена авангардистами. Композиторы рассчитывали на широкую аудиторию, приближая музыку к быту рабочих, зачастую отбирая у музыкального искусства его высочайшую цель: прекрасным возвышать умы.
Некоторые произведения эпохи авангарда уже утратили свою эстетическую ценность и злободневность, оставаясь интересными лишь для музыковедов. Но существует и множество произведений, которые вошли в сокровищницу мировой классики и заслужили признание как современников композиторов, создававших их, так и их потомков.