Славянофилы и западники

Сороковые годы девятнадцатого века вошли в историю как «замечательное десятилетие» - время обостренных идейных споров и непрекращающихся духовных исканий. Российская интеллигенция словно «пробудилась ото сна», дав возможность активному развитию общественно-философской мысли.

Вся умственная жизнь была сосредоточена в столице – Москве, где передовые деятели эпохи А. Герцен, П. Чаадаев, А. Хомяков высказывали свои либерально – идеалистические взгляды на общество, вели споры и дискуссии. Большую роль в жизни России сыграли воспитанники Московского университета. Они высказали новые взгляды на характер истории развития России и ее связь с Европой. Постепенно участники дискуссий разделились на два кружка, носивших полемические названия: славянофилы и западники.

Эти два течения постоянно полемизировали между собой. Предметом их диспутов являлось прошлое и будущее Российского государства. Славянофилы и западники в русской философии были близки в трактовке минувших времен своего отечества, считая их отличными от европейских. Первые восхваляли светлые идеалы Древнерусского государства. Западники высказывали мнение о том, что в старых европейских державах история разворачивалась совершенно противоположно нашей, давно уже сформировав определенные положительные результаты. Они напрочь отрицали даже мысль о сопоставлении российского прошлого с великим средневековьем в западных странах. Одни из них идеализировали минувшее, а другие рисовали его только в темных тонах.

Славянофилы и западники. Что объединяло эти два философских направления?

И те, и другие весьма критично относились к настоящему. Они отказывались понимать и принимать действующую на тот момент николаевскую систему: крепостные порядки, внешнюю и внутреннюю политику, революционные преобразования. Все их слова и действия были направлены на то, чтобы попытаться в сложившейся политической ситуации отстоять свободу печати, слова, совести, общественного мнения.

Спор западников и славянофилов касался и будущего. Первые, восхищаясь действиями Петра 1, надеялись на развитие Российского государства по европейскому образцу. Главная задача власти и общества, по их мнению, заключалась в восприятии страной уже готовых прогрессивных форм общественно-экономической жизни, свойственных западноевропейским державам. Для достижения этих целей необходимо было ликвидировать крепостную систему, отменить правовые сословные различия, дать большую свободу предпринимательству, упорядочить местное самоуправление и демократизировать судебную систему.

Славянофилы осуждали Петра за насилие и раздор, внесенный им в жизнь общества. Решение социальных проблем и избавление от пролетариатства они видели в установлении общинного строя. Для претворения в жизнь своих идей славянофилы готовы были пойти на революцию. Опираясь на идею категорического отличия России и Европы, они критиковали западное индивидуалистическое начало, возлагая большие надежды на установление общинных принципов жизни русского народа.

Идеализируя православие, славянофилы подвергали критике протестантизм и католицизм. Они полагали, что задача России состоит в том, чтобы построить свою жизнь на истинных христианских началах и донести основные принципы своего бытия до верующих всей земли. Страна должна открыть перед всем человечеством дорогу к истинному единению и братству – соборности, или, как говорил Хомяков: «свободы в единстве через православную веру».

Славянофилы и западники - возникнув в крепостной России в период кризиса, эти два течения и отразили стремление либерально нацеленных слоев общества разработать целостные теории преобразования Российского государства.

Комментарии