Русская философия до начала XIX века
Русская философия родилась в контексте восточнославянской христианско-богословской мысли. Ее принято разделять на период с XI по XVII века, после чего наступает эпоха русского просветительства (XVII-XVIII века) и, наконец, девятнадцатый век, наиболее известный и подаривший миру множество выдающихся имен. Предшествующие же века остались незаслуженно забытыми или, по крайней мере, не привлекают такого внимания. Тем не менее, этот период весьма интересен.
Хотя русская философия изначально находилась под сильным влиянием византийского богословия, тем не менее, ей удалось выработать собственный понятийный язык и практические выводы. Примерами этому могут служить знаменитое «Слово о Законе и благодати» митрополита Иллариона, датируемое XI веком – истолкование Ветхого Завета, содержащее концепцию торжества «света» над «тьмой»; а также «Поучение» Владимира Мономаха XII века, представляющее собой этический кодекс поведения мирян (добрые дела, покаяние и милостыня). Были разработаны основы «домостроя». В Средневековье, поскольку мир признавался творением Бога, история и окружающая действительность воспринималась как арена борьбы благодатей и дьявольских козней.
Русские религиозные мыслители отозвались на греческий исихазм собственными раздумьями о «безмолвной, умной молитве». Именно тогда впервые была поднята проблема человека в русской философии. Появилось учение о целостности человека, опознающейся через экстаз, об анализе его страстей и грехов, о «сущностях» и «энергиях», о том, что «как Бог познается через творение, так человек – через психику». Существовали на Руси и неортодоксальные христианские философы, и даже целые движения, называемые «еретическими» - стригольники, которых сравнивают с западноевропейскими катарами и вальденсами, и нестяжатели, которые, в свою очередь, сделались собратьями реформаторским европейским течениям.
Со времен Ивана Грозного русская философия обретает политический характер. Это видно даже из переписки самого царя с его другом-врагом князем Курбским. Ее представители начинают рассуждать о технологиях властвования и искусстве управления, о необходимости «опекания» народа через (тайный) государственный совет. Своего геополитического апогея это направление достигло в писаниях игумена Филофея, где говорится о Руси как о третьем Риме, «а четвертому не быти». Появились и светские философы, обосновывающие неограниченное самодержавие, как Иван Пересветов и Ермолай Эразм. Патриарх Никон пытался представить духовную власть выше светской, «на латинский манер», а Юрий Крижанич призывал к объединению славян против греческой и немецкой угрозы.
Русская философия, несомненно, испытывала на себе влияние западноевропейской и даже увлекалась модными в то время проблемами, например, по поводу отношения к греко-римской античной культуре. Особенно это характерно для конца XVII и XVIII веков, когда наблюдается настоящий ренессанс секулярного мышления. Прежде всего, на это время приходится создание и расцвет Московского университета, где в обучении стали переходить с латыни на русский язык. Появилась целая плеяда философов-просветителей, таких как Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Щербаков, Козельский, Третьяков, Аничков, Батурин, которые сделали собственную попытку синтеза элементов античной и христианской культуры.
Философия русского Просвещения может по праву гордиться таким представителем, как Михайло Ломоносов. Будучи человеком простого происхождения, он окончил Петербургскую Академию и сделался настоящим энциклопедистом, написав множество трудов, начиная от механики, физики и горного дела и заканчивая политическими записками о «сохранении и умножении российского народа». Он разделял многие прогрессивные для своего времени взгляды на науку, в том числе о принципе «невмешательства» богословия в физику, о натурфилософии, о материи и притяжении, не зависящих от божественной воли, о «законах естества» и структуре материального мира «из корпускул» (что являлось предвосхищением атомно-молекурярной теории строения вселенной), и так далее. Ломоносов восхищался идеями Джордано Бруно о множественности миров и признавал закон сохранения материи и энергии. Будучи человеком незаурядного ума, он оставил своим потомкам прекрасное наставление: «Опыт больше тысячи мнений, но для неумеющих пользоваться разумом, опыт бесполезен».