Иван Константинович Айвазовский: годы жизни, биография, творчество

Если спросить человека, далекого от искусства, кого из великих живописцев он может назвать, то в его ответе обязательно прозвучит фамилия великолепного русского художника – мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Кроме картин морской стихии Айвазовский оставил великое множество работ других тематик. Художник много путешествовал по разным странам и всегда рисовал то, что производило на него впечатление.

Детские годы

Фамилия художника первоначально звучала как Айвазян, а имя, записанное при крещении, Ованес. Его родители, армяне по происхождению, проживали в Феодосии. Именно в этом городе, в семье купца Геворка (Константина) и его жены Репсиме, 17 июля 1817 года (дата рождения Айвазовского указана по старому стилю) родился маленький сын Ованес. У художника было три сестры и брат Саргис, который впоследствии принял монашеский постриг и получил имя Габриэл.

Род семьи Айвазовских берет свое начало в Галиции, куда переселились из Армении предки художника. Его дедушка Григор и бабушка Ашхен владели землей в районе города Львова. К сожалению, более точной информации о происхождении семьи не сохранилось. Отец художника после ссоры с братьями попадает в Феодосию и изменяет свою фамилию на Гайвазовский.

Первые годы жизни Айвазовского прошли в Феодосии на побережье Черного моря, уже в детстве он начал интересоваться живописью и музыкой. Маленький мальчик рисовал свои первые картины на белых стенах домов Феодосии черным углем. На его способности обратил внимание архитектор Яков Кох, который начал обучать мальчика и помог ему после получения образования в уездном училище поступить в симферопольскую гимназию.

Обучение в Санкт–Петербурге

Осенью 1833 года Иван Константинович Айвазовский приезжает в Петербург. Его принимают на казенный счет в Императорскую Академию художеств. Сначала он учился у М. Воробьева в пейзажном классе, а затем был переведен в помощники к маринисту Ф. Таннеру, французу по происхождению. К этому времени Айвазовский успел получить серебряную медаль за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем», которые были представлены публике на академической выставке.

Ссора с преподавателем

В биографии мариниста Айвазовского присутствовал интересный случай, который произошел между ним и его учителем. Работая помощником Таннера, Иван Айвазовский не имел права работать самостоятельно. Но молодой художник, несмотря на договор с преподавателем, продолжал рисовать свои собственные пейзажи, и на выставке 1836 года в Академии художеств выставил пять картин. Критики были в восторге от работ Айвазовского, что нельзя сказать о Таннере, который настолько обиделся на успех своего ученика и помощника, что пожаловался самому императору Николаю Первому. Работы молодого живописца сразу были сняты с выставки.

Через полгода Айвазовского определили в класс профессора Зауервейда, специалиста по батальной живописи. Отучившись несколько месяцев у профессора, в 1837 году художник получает Большую золотую медаль за написанную им картину «Штиль». Результатом творчества Айвазовского и его успехов в Академии художеств было решение выпустить его с обучения на два года раньше, чем полагалось, и отправить на это время в Крым для самостоятельной работы, так как Академия уже научила молодого мастера всему, чему могла.

Возвращение в Крым

Вернувшись в Крым в 1838 году, Айвазовский старается много и продуктивно работать. Два года жизни Айвазовского были посвящены работе над морскими пейзажами и батальными сценами. Ради этого он принимает участие в военных действиях и наблюдает за высадкой военного десанта на побережье Черкессии. Написанная им картина «Десант отряда в долине Субаши» явилась результатом этих наблюдений и имела большой успех у императора. Николай приобрел картину у художника и использовал ее для прославления подвигов флота.

К осени 1839 года Айвазовский возвращается в Петербург для получения аттестата. Кроме того, он получает чин и личное дворянство. Летом 1840 года вместе со своим другом В. Штернбергом отправляется в путешествие по Италии.

Практика в Италии

За время, проведенное в Италии, Айвазовский успел побывать в Риме, Флоренции, Венеции, где познакомился с Гоголем. Он посещает остров святого Лазаря, на котором в монастыре живет его брат Габриэл. Братья не виделись уже много лет. Монахам Айвазовский оставляет в дар свою картину «Хаос. Сотворение мира», сюжет которой основан на библейских событиях.

В процессе работы на берегах Италии Айвазовский разрабатывает свой способ написания картин. У художника была очень хорошо развита зрительная память, он обладал богатым воображением, поэтому на пленэре работал мало и дописывал картины в мастерской. Итальянские работы, созданные Айвазовским, имели большой успех в обществе. Английский художник Уильям Тернер дал картинам Айвазовского очень хорошие отзывы. Работы были отмечены в Парижской Академии и удостоены золотой медали.

Девятый вал

После работы в Италии Айвазовский продолжает поездку по Европе. Он посещает Швейцарию, Голландию, Англию, Францию, Португалию, Испанию. Художник всегда держит при себе альбом и зарисовывает морские пейзажи и природу, раскинувшуюся вдоль берегов. Во время путешествия по Бискайскому заливу корабль, на котором находился художник, попадает в сильнейший шторм. Судно чудом уцелело, но газеты заявили о гибели художника в водах залива. Айвазовский выжил и продолжил работать. Через восемь лет после этого морского приключения, в 1850 году, мастер пишет картину «Девятый вал», в которой отражает свои переживания и впечатления от бури, случившейся с ним в Бискайском заливе.

Необычные картины художника–мариниста

Иван Константинович Айвазовский много времени провел в путешествиях по миру. Во всех странах он делал наброски и зарисовки интересующих его сюжетов. Одна из самых необычных для художника–мариниста работ - это картина, написанная после посещения открытия Суэцкого канала. Произведение Айвазовского называется «Великая пирамида в Гизе».

Еще одна необычная для Айвазовского картина была написана в 1837 году: полотно называется «Вид на Большой каскад в Петергофе».

Во время посещения Константинополя художник пишет картину «Восточная сцена». На ней мастер изобразил сюжет, действие которого происходит в небольшой кофейной, расположенной в мечети Ортакей. Картина создана в 1845 году. Еще одна картина «Восточная сцена» также была написана в Константинополе годом позже.

Кроме пейзажей Айвазовский писал отличные портреты. Примером тому служит картина с портретом бабушки Ашхен, написанная в 1858 году.

Иван Константинович Айвазовский был очень успешным живописцем. Редкий художник добивался такой славы при жизни. У мастера было большое количество наград, он имел чин адмирала., а в 1864 году удостоился потомственного дворянства.

Жизнь Айвазовского в Феодосии

В 1845 году Айвазовский подает прошение в главный морской штаб, где работает живописцем, и в Академию художеств, профессором которой он является, с просьбой позволить ему находиться в Крыму, чтобы завершить начатые там работы. Получив разрешение, Айвазовский начинает строить дом в любимой им Феодосии. Несмотря на постоянные поездки по миру, Айвазовский всегда говорил своим друзьям, что его дом в Феодосии.

Художник разворачивает очень активную деятельность по благоустройству города. Он открывает художественную школу и картинную галерею. Годы жизни Айвазовского в родном городе очень благотворно влияют на развитие Феодосии. Город становится центром живописи и культуры на юге страны. Художник открывает школу живописцев, обучение в которой направлено на развитие талантов художников-пейзажистов. Кроме развития Киммерийской школы Айвазовский участвует в создании концертного зала и библиотеки в Феодосии.

Не только художник

О том, что Айвазовский был художником–маринистом знают все, но мало кому известно, что мастер морских пейзажей был археологом и состоял в Одесском обществе истории и древностей. По созданному им проекту и на его средства был построен археологический музей древностей, расположенный на горе Митридат. К сожалению, музей был уничтожен во время войны в 1941 году.

Художник помог организовать строительство и развитие железной дороги, которая была открыта в 1892 году. Благодаря его усилиям был отстроен самый большой торговый порт на Крымском побережье, расположенный в родном городе мастера.

История с Субашинским источником

Семья Айвазовского была достаточно богатой. В собственности художника находился Субашинский источник с кристально чистой водой. В 1886 году родной город мастера страдал от недостатка питьевой воды. Айвазовский оказался очень щедрым человеком: видя страдания жителей Феодосии из-за отсутствия чистой воды, он позволил пользоваться своим источником. Для этих целей был проложен водопровод, так как от города до источника было 25 верст. В городе, по проекту художника, был создан фонтан, любой житель мог брать из него столько воды, сколько ему было нужно, причем абсолютно бесплатно. В наше время этот фонтан носит имя художника.

Завещание мастера

Годы жизни Айвазовского были наполнены творчеством и благоустройством родной Феодосии. Одним из замечательных подарков для города была картинная галерея. Знаменит и музей Айвазовского, открытый в доме художника, где выставлены картины, которые по завещанию Айвазовского не должны покидать Феодосию.

В конце жизни художник создал картину «Морской залив» - это его последняя завершенная работа. За день до смерти Айвазовский начинает работу над картиной «Взрыв турецкого корабля», но завершить не успевает.

Он скончался в возрасте 82 лет, 19 апреля 1900 года.

Айвазовский был дважды женат, два его внука стали живописцами. Михаил Латри был представителем киммерийской школы, живописцем и художником по керамике. Алексей Ганзен, как и его великий дед, был художником–маринистом.

Комментарии