Колесный тягач МАЗ-538: описание, технические характеристики, назначение и история создания
Уникален автомобиль МАЗ-538; это двухосный колесный тяжелый тягач с полным приводом. Он используется для транспортировки и эксплуатации различных типов навесных приспособлений с пассивными рабочими элементами (ПКТ, БКТ). Еще в июле 1954 года, во исполнение постановления Совмина СССР, приказом директора комбината в Минске было создано отдельное конструкторское бюро. Основной задачей группы во главе с Б. Л. Шапошником стала разработка многоосных тяжелых тягачей со всеми ведущими колесами. Эту дату можно назвать отправной точкой, хотя собственное секретное производство у КБ появилось лишь в 1959 году.
История создания
Стартовым образцом в данном проекте стала машина МАЗ под индексом 528. Она напоминала трактор, стала прародителем колесной серии под номером 538. Тяжелый автомобиль с колесной формулой 4х4 надолго прижился и получил популярность в подразделениях Вооруженных сил СССР.
После выхода распоряжения Инженерного управления Минобороны, разработка тягачей началась в СКБ-1. Проект возглавил В. Е. Чвялев. Особое внимание обращалось на возможность техники работать с разными сменными навесными элементами, дополнительно обеспечивая буксировку прицепных приспособлений. Первые испытания двух экземпляров с бульдозерным оснащением проходили в 1963 году недалеко от Гродно. Машины МАЗ тестирование сдали на отлично, после чего прошли дополнительные технические экзамены, а затем были рекомендованы к постановке на серийный выпуск. В тот же период соответствующая документация была передана в Курган.
Принятие на вооружение
В 1964 году МАЗ-538 приняли на вооружение с серийным обозначением ИКТ-С (инженерный средний тягач с колесами). Сразу же началось его промышленное освоение. Курганские прототипы ничем не отличались от минских аналогов. Вскоре они стали основой для целой линейки самоходных бульдозеров и дорожно-строительной техники, включая путеукладчики и траншеекопатели.
Во фронтальной части лонжеронной рамы клепано-сварной конфигурации установили дизельную силовую установку. Четырехтактный танковый мотор Д 12А-375А обладал мощностью в 375 лошадиных сил и агрегировал с гидромеханической трансмиссией и блокируемым трансформатором, трехрежимной коробкой передач, раздаточным аналогом с возможностью деактивации переднего управляемого моста.
Принцип работы
Крутящий момент передается при помощи дополнительного редуктора через пару гидравлических насосов, которые приводят в действие усилители рулевого управления. Кроме того, в работе участвуют четыре категории деталей для навесных устройств.
Привод лебедки МАЗа-538 осуществлялся путем отбора мощности от коробки. В узле трансмиссии также предусмотрено приспособление реверса, отвечающее за перемещение в одинаковом диапазоне по скорости и усилию в переднем и заднем направлении, без разворота.
Как правило, контролировал работу всех элементов тягача один водитель-механик. Он мог использовать два регулируемых кресла, которые размещались поблизости между собой, обращались в разные стороны. Также в работе помогал переставной руль, пара приборных панелей, двухсторонняя система расположения приборов. Размещались элементы в задней и фронтальной части парной цельнометаллической кабины с круговым обзором.
О рабочем месте
Оно оборудовалось двухсекционным ветровым и задним стеклом несъемного типа (со стеклоочистителями). Также в кабине имелся электрический обогрев, козырьки для защиты от солнечного света, дверные откидные стеклянные элементы. Для защиты деталей предусмотрены чехлы, укрывающие неэксплуатируемые органы управления. Отопление салона осуществлялось от системы охлаждения мотора, в специальном герметичном отсеке размещалась фильтрационная установка, обеспечивающая создание чрезмерного внутреннего давления.
Еще к одной конструкционной особенности тягача относят тип подвески. Этот узел сбалансирован на поперечных рычагах, оснащен гидропневматическими упругими деталями, при этом задние колеса на раме закреплены жестко. Тормоза двухконтурной конфигурации имели планетарные редукторы на всех мостах и систему пневмогидравлики.
Прочие технические характеристики МАЗа-538
Ниже приведены основные параметры тягача:
- Габариты – 5,87/3,12/3,1 м.
- Вес снаряженный/полный – 16,5/19,5 т.
- Просвет дорожный – 48 см.
- База колес – 3,0 м.
- Электрическая часть – 24-вольтное экранированное оборудование.
- Дополнительная комплектация – четыре штатных прожектора на кабине, фронтальные и задние сцепные устройства.
Скорость рассматриваемой машины СССР по шоссе достигала 45 км/ч, преодолеваемые подъемы по крутизне – до 30 градусов, броды – до 1,2 метра глубиной. Усредненный расход топлива составлял порядка 100 л/100 км, запас хода – от 500 до 800 км, в зависимости от эксплуатационных особенностей. Горючее помещалось в пару резервуаров вместимостью по 240 литров.
Модификации
В 1965 году курганские инженеры разработали удлиненный вариант МАЗа-538. Он представлял собой инженерный тягач с увеличенной колесной базой (до 4,2 м) типа КЗКТ-538 ДП. Подобная конструкционная особенность позволяла комплектовать технику более мощным оборудованием, устанавливаемым на передней и задней навеске.
Снаряженный вес машины вырос до 18 тонн, длина – до 6,98 м. Основные параметры и общее устройство, включая тип коробки передач, остались без изменений. Были произведены незначительные работы по реконструированию компоновки вспомогательных приспособлений, а также в состав экипажа включили еще одного оператора для обслуживания навесных агрегатов противоположного размещения.
В начале 80-х появилась вторая версия 538ДК. В этом варианте разработчики предусмотрели добавочный блок отбора мощности и карданные валы, служащие для активации рабочих органов траншейной машины типа ТМК-2, установленной в задней части техники.
В трансмиссионный узел включили гидравлический уменьшитель хода, дающий возможность корректировать рабочую скорость в пределах 0,25-45 км/ч. Некоторые модификации получили герметизированную кабину и повторяющуюся пневматическую систему запуска силовой установки. Предпринимались попытки по созданию собственного двухосного тягача с мотором мощностью 525 лошадиных сил (тип Д-12), однако они оказались безуспешными. Серийный выпуск моделей 538-й серии на КЗКТ продолжался почти 40 лет (до начала 90-х годов).
Назначение МАЗа-538
Изначально для монтажа на задней навеске тягача создавались два типа специальной инженерной техники с пассивными рабочими элементами:
- Путепрокладчик ПКТ с отвалом плужного типа изменявшейся конфигурации.
- Многоцелевой бульдозер-тягач (БКТ) со стандартным прямым отвалом.
В дальнейшем на усовершенствованных аналогах устанавливалось более современное навесное оборудование, включая траншейную машину с фронтальным отвалом и задним роторным приспособлением. Такие машины в СССР брались на вооружение саперными, инженерными и танковыми подразделениями. В ограниченном количестве техника поступала в армии некоторых стран соцлагеря.
БКТ
Многоцелевой бульдозер на шасси МАЗ-538 использовался для отрыва котлованов, траншей, коммуникаций, очистки значительных территориальных площадей, проведения прочих землеройных манипуляций на разных типах почв.
Рабочим элементом агрегата выступал прямой отвал с задним размещением (ширина – 3300 мм). Производительность БКТ варьировалась от 60 до 100 кубических метров в час. При снаряженной массе 17,6 тонны техника была в состоянии функционировать на уклонах величиной 25 градусов. На видоизмененном шасси от КЗКТ устанавливали модернизированный бульдозер типа БКТ-РК2. Он оснащался передним отвалом, тяговой лебедкой, задним рыхлителем поворотного типа с пятью зубьями, позволяющим эффективно работать на самых сложных грунтах. Предельный показатель производительности вырос до 120 кубометров в час. Запас хода – порядка 800 км.
ПКТ
Колесный тягач для прокладки путей на 538-й базе применялся по прямому назначению, а также при возведении, ремонте, расчистке, планировке дорог и для общих строительных и землеройных работ. В отличие от БКТ, указанная машина оснащалась плужным отвалом с тремя секциями. Регулировка отсеков осуществлялась при помощи гидравлики, тип крепления на средней части – шарнирный.
Спереди или сзади отвала монтировался стальной ограничитель в виде лыжи, позволяющий ограничивать уровень заглубления в грунт и разгружать гидроцилиндры навески. Внутренняя техническая часть, включая тип коробки передач (планетарный трехступенчатый узел), осталась практически неизменной. Ширина захвата рабочего органа варьировалась от 3200 до 3800 мм, максимальная производительность – до 10 километров в час, на землеройных манипуляциях – до 80 кубометров. Снаряженный вес – 19,4 т.
На базе 538ДП устанавливали конструкцию усовершенствованного путепрокладчика ПКТ-2, который очищал местность от различной растительности, включая пни и деревья диаметром до 250 миллиметров. Его предельная производительность достигала 160 кубических метров в час, а вес вырос до 23 тонн.
ТМК-2
Колесная траншейная техника роторного типа на основе тяжелого тягача 538ДК имела дублированную схему пуска мотора, предназначалась для отрывания траншей, рвов и ходов сообщения глубиной до полутора метров, шириной – от 0,9 до 1,5 м. Многоковшовое экскаваторное оснащение с метателем выкидывания обрабатываемого грунта в две стороны монтировалось на мощной раме в виде параллелограмма. Дополнительно техника комплектовалась подъемными гидроцилиндрами и коробкой отбора мощности шасси.
Краткие характеристики:
- Вес в снаряженном состоянии – 27,2 т.
- Габариты с оборудованием – 9,74/3,33/4,17 м.
- Диапазон параметров производительности – от 80 до 400 м/час.
- Рабочая крутизна подъема и крена – 12/8 градусов.
- Тип подвески – многорычажный узел с жестко закрепленными задними колесами.
- Усредненный расход горючего – 50 л/100 км.
- Запас хода – 500 км.
- Трансформация из транспортного состояния в рабочее положение – три минуты.
Подытожим
Советские машины на базе тяжелого тягача МАЗ-538 представляют собой двухосную универсальную технику, ориентированную на эксплуатацию разного типа навесных приспособлений, а также буксировку прицепов массой до 30 тонн. К особенностям конструкции автомобиля относят широкий диапазон скоростей, наличие реверса, среднее размещение кабины и частичное дублирование элементов управления. Это дало возможность выполнять требуемые работы как задним, так и передним ходом. Тягачи активно и эффективно использовались преимущественно для армейских нужд несколько десятилетий.