Сентиментализм в литературе, его основные черты и представители
Термином «сентиментализм» (чувственность) в искусстве принято называть мышление, особо подчеркивающее эмоциональную подоплеку всех проявлений жизни. Сентиментализм в литературе представлен целым поколением как западных, так и российских художников слова, несмотря на то, что эпоха его длилась сравнительно недолго – с начала 18 до начала 19 века. Родиной данного литературного жанра является Великобритания. Именно здесь в конце второго десятилетия 18 века появились на свет и стали доступными массовому читателю «Времена года» Джеймса Томсона. Это литературное произведение, состоящее из нескольких ранее разрозненных поэм, прививало людям любовь к окружающему их миру. Каждая поэма открывала читателю удивительный мир сельских просторов, красоту загородных ландшафтов.
Эстафету Томсона принял английский писатель Томас Грей в своей элегии «Сельское кладбище». Автор также старался заинтересовать читателя описанием природы, пробудить в нем любовь или хотя бы сострадание к простому деревенскому люду, который живет просто и трудится в поте лица на благо семьи и родины. Все творчество Грея пронизано размышлениями о жизни сельских людей, что придает ему задумчивый и меланхолический характер. Сентиментализм в литературе неизменно связан с именами Лоренса Стерна («Сентиментальное путешествие») и Сэмюэля Ричардсона («Кларисса Харлоу»). Второй никогда не писал о природе, смысл его произведений заключался в описании разных человеческих характеров, а также судеб их обладателей. Ричардсон искусно заставил в свое время все высшее английское общество вздыхать и переживать, любить и ненавидеть вместе с главными героями своих произведений.
Сентиментализм в литературе Франции связан с творческими работами Жана Жака Руссо и Жака де Сен-Пьера. Под влиянием сентиментальных настроений английских писателей создавались такие произведения, как «Жизнь Марианны», «Новая Элоиза», «Поль и Виржини». В романах французских писателей середины 18 века преобладает сочетание сентиментальных настроений героев на фоне красоты природы: городских парков, лесных озер и рек. Особенно далеко в своих литературных изысканиях заходит де Сен-Пьер, перенеся главных героев романа «Поль и Виржини» в далекую Южную Африку. Перед читателем его произведения предстает чета влюбленных молодых людей, живущих вдалеке от городского смога и суеты, наедине с девственной природой и своими искренними чувствами.
Сентиментализм в русской литературе заявляет о себе только в последние десятилетия 18 века, когда воодушевленный произведениями Гетте, Ричардсона и Руссо Николай Карамзин пишет свои «Письма русского путешественника». Следует заметить, что в будущем у Карамзина нашлась дюжина подражателей, как в начале 19 столетия, так и многими годами позднее. Его произведение «Бедная Лиза» считается настоящим шедевром русской сентиментальной прозы. История бедной, обманутой мужчиной девушки покорила сердца многих тысяч читателей. Александр Измайлов, вдохновленный романом, пишет в 1801 году свою «Бедную Машу», Иван Свечинский – «Генриетту» (1802 год). Основными чертами российского сентиментализма являются:
- культ чувственности, преобладание чувств над волей человека;
- богатство внутреннего мира главных героев;
- стремление героев к высоким идеалам, их вечный поиск настоящих чувств.
Целью российской чувственной прозы было создание нового поэтического языка, который должен был прийти на смену старому высокопарному и давно себя изжившему языку аристократов. К сожалению или к счастью, этого не произошло. К 1820 году русский сентиментализм полностью себя исчерпал, а его цели так и остались недостигнутыми.
Сегодня многие историки и искусствоведы склонны считать, что сентиментальное литературное направление являлось всего лишь мимолетным этапом развития общемировой литературы в целом. Сентиментализм в литературе середины 18 века стал переходным этапом от классицизма к романтизму. Став в конечном итоге ненужным, он исчерпал себя, открыв тем самым дорогу новому литературному направлению.