Грег Глассман - создатель крупнейшего бренда в спортивной индустрии, приносящего стомиллионные годовые выручки. Кроссфит - не просто тренировки, но и зрелищные мероприятия, затягивающие миллионы желающих быть причастными к здоровому и красивому образу жизни.
Как все начиналось?
Родился будущий создатель мирового бренда в Калифорнии в июле 1956 года в семье ученого Джефри Глассмана. Мальчик переболел полиомиелитом и сильно ослаб. Чтобы вернуть мышцам тонус, он перепробовал многие виды спорта, от тяжелой атлетики до спортивной гимнастики. Повзрослев, устроился работать тренером в тренажерном зале.
Работу свою Грег любил. Он стремился увлечь клиентов и дополнить их тренажерные занятия общей физической подготовкой. Это не понравилось менеджерам спортивного клуба. Администрация сочла, что нельзя, работая в респектабельном фитнес-заведении, заниматься посторонними вещами, такими, к примеру, как прыжковые тренировки через скамейку из разряда плиометрики (спортивная методика, улучшающая результаты атлетов). Поэтому тренер-новатор был уволен.
Грег продолжал работу в арендованных залах так, как считал правильным. Посетителями его тренировок были преимущественно пожарные, военные, полицейские. Один его клиент, начальник полицейского участка, поинтересовался как-то, можно ли подтянуть общую физическую подготовку (ОФП) сотрудников его полицейского участка. Тогда и был придуман кроссфит. Только название это появилось уже позже.
Уникальная тренировочная система
Грег женился на одной из своих клиенток. В деле продвижения бизнеса Грег Глассман и Лорен Дженай (фото ниже) были теперь отличными союзниками.
Методику Глассмана купила компания «Рибок», тренировки затачивались специально под этот бренд. Первый кроссфит-зал открыли в 2001 году. К 2015 году их насчитывалось уже тринадцать тысяч. Посетителей было предостаточно.
Грег Глассман и Лорен Дженай убеждали, что кроссфит - не просто спортивная программа, а философия, призванная улучшить физические характеристики человека. Система тренировок предполагает комбинации активностей, функционально близких к естественным:
- бег;
- тренажерную греблю;
- подъем по канату;
- прыжки со скакалкой;
- силовые упражнения;
- работу на перекладине и кольцах.
Имеет значение занятие в группах для быстрого «подтягивания» новичков и эффективных соревнований постоянных участников сообщества между собой.
Грег Глассман продавал свою методику и тренировки в огромных количествах полицейским и пожарным участкам. Дела шли хорошо, поскольку это работа с бюджетом, а не личными кошельками. Занятия рассчитывались как на мужскую аудиторию, так и на женскую.
Кроме того, к программе создавались приложения особого характера:
- для стареющих людей;
- для детей;
- для беременных женщин;
- для лиц, стремящихся попасть в боевые специальные подразделения и т.д.
Таким образом, целевая аудитория расширялась и охватывалась максимально широко.
Тренировка или шоу?
Компания искала дополнительные варианты развития бизнес-модели: необходим был гейм (игра), чтобы добавить к занятиям зрелищность. С 2007 года публичные соревновательные игры проводятся постоянно, преимущественно летом.
Особый интерес участников и зрителей заключается в том, что спортивное направление и условия состязаний заранее не озвучиваются – то есть атлет должен быть готов ко всему. Это привлекает внимание людей и вызывает стремление попасть в команду.
Глассман против "Кока-Колы"
Когда Грег Глассман работал над расширением своего влияния в массах, он сделал агрессивный выпад в сторону компании «Кока-Кола». Ему принадлежит твит, вызвавший большой общественный резонанс: «Открой диабет».
Грег и сам не ожидал, что его «демарш» окажется столь заметным.
Сейчас Глассман продолжает борьбу со сладкими газированными напитками, поскольку они провоцируют возникновение диабета второго типа (как правило, сопровождается ожирением). Он предлагает введение налога на подобные продукты. У Глассмана масса сторонников: к примеру, ВОЗ считает, что данная мера - наиболее эффективное средство борьбы с вредными напитками.
Система питания
Компания ведет активную просветительскую работу, направленную на профилактику диабета. Впрочем, как утверждает известный московский фитнес-тренер Лев Гончаров, Грег Глассман делает это не только из любви к человечеству: основу пропаганды составляет коммерческий интерес. Кроссфит предлагает свои рекомендации по питанию, направленные на снижение потребляемых калорий, но поставляющие достаточное количество энергии.
Бессмысленно истязать себя на беговой дорожке, если не соблюдаешь диету – убежден основатель Кроссфита Грег Глассман. До него, конечно, многие тренеры к этой мысли приходили, но именно Грег довел ее до массового сознания и органично встроил в свою методику.
А всем ли полезен кроссфит?
При всей уникальности и результативности системы тренировок, противников у нее очень много. В идеале заниматься должны только очень здоровые люди, поскольку интенсивность индивидуальной работы на занятиях высочайшая. К примеру, нагрузка на сердечную мышцу столь значительна, что многие врачи считают это недопустимым.
Высок риск получения травмы, преимущественно из-за резких движений и предельно насыщенных упражнений. Нередки случаи разрушения мышечной ткани (рабдомиолиз) по тем же причинам. Однако представители компании утверждают, что риски не выше, чем при занятиях прочими видами спорта. В любом случае, полноценные статистические исследования и экспертизы плана тренировок до сих пор не проводились.
Бренд мог стать иным
В какой-то момент Грег, так много вложивший в свое детище, задуманное еще в 1996 году, мог лишиться полного контроля над ним, а то и вовсе потерять компанию. Началось все с развода с Лорен. Кстати, это был не единственный брак Грега Глассмана, биография которого насчитывает трех жен и шестерых детей.
Лорен пожелала продать свою долю бизнеса сторонним покупателям. Эта доля оценивалась в шестнадцать миллионов долларов. Чтобы не делить компанию, Грег начал искать средства. Одна из инвестиционных групп согласилась дать Глассману кредит, скорее всего под залог его собственной доли в бизнесе. Теперь тренер-новатор является единственным владельцем компании, в которой даже отсутствует совет директоров.
Итог
В начале XXI века был создан уникальный массовый проект. Успех бизнес-идеи в ее доступности и децентрализации. Работать по этой системе может любой тренер – достаточно купить сертификат, подтверждаемый ежегодно, и пройти двухдневные курсы подготовки инструкторов. Вся информация в беспрепятственном доступе – чем больше материалов раздает компания, тем быстрее богатеет.
Абсолютно свободная бизнес-модель при всей открытости жестко защищена авторским правом: правом Грега Глассмана – создателя самого узнаваемого фитнес-бренда нового столетья.