Метадон: последствия употребления. Лекарственные средства, применяемые в программах лечения зависимости от психотропных веществ
Метадон являет собой синтетический наркотик, применяемый как обезболивающее средство, но в некоторых странах его практикуют и для лечения наркотической зависимости. В нашей стране данное средство к использованию во врачебной практике запрещено, поскольку, как считают специалисты, последствия от метадона могут быть еще более плачевными, чем от обычных наркотиков, так как привыкание он вызывает еще более сильное, чем тот же героин.
История создания препарата
Метадон был создан еще во время Второй Мировой войны по указанию одного из высокопоставленных руководителей Третьего рейха, правой руки самого Гитлера – Германа Геринга. Геринг был в то время наркозависимым и прочно сидел на опиатах. Так как в войну с поставками подобных средств дела обстояли плохо, он сподвиг специалистов на создание синтетического средства, в котором не фигурировали бы маковые опиаты, но оно бы полностью обладало всеми свойствами этих веществ.
Фармацевтам это практически удалось. Ими было синтезировано средство, которое обладало гораздо длительным воздействием и при этом полностью купировало привыкание к обычным опиатам. Его тут же стали применять для лечения наркомании, хотя само по себе привыкание к нему оказалось еще более стойким и опасным, чем к самим опиатам.
Метадон как обезболивающее средство
В странах, где подобный препарат разрешен, его часто применяют как сильнодействующее обезболивающее наряду с окситоцином и "Викодином", на котором, кстати, "сидел" всеми известный доктор Хаус. А о последствиях продолжительного употребления метадона можно узнать из этого же сериала, поскольку все отягчающие последствия от данного средства полностью схожи с приемом все того же препарата.
Являясь опиоидным антагонистом, то есть средством, купирующим восприятие рецепторами тех или иных воздействий, метадон полностью подавляет воздействие на рецепторы натуральных опиоидов, таких, например, как героин. Но вместе с тем он купирует и любые болевые ощущения, вне зависимости от природы их возникновения. Действие препарата проявляется уже в течении первого получаса с момента приема.
Метадон как средство от наркомании
Не для всех наркозависимых средство будет полезно. Оно способно унять ломки только у зависимых от опиатов. Например, если человек зависим от морфина, метадон будет бесполезен. Он способен унять боль, но ломки связаны с иными процессами, а с ними поможет справиться только антагонист, созданный специально для того наркотика, на основе которого он сделан. Например, для морфина существует ряд своих антагонистов, одним из которых является налоксон.
Метадон же настроен лишь на то, чтобы блокировать ломки, то есть ответную реакцию на естественные сигналы организма, свидетельствующие о нехватке в нем героина или иных наркотических средств на основе опиума. То есть если вы кокаинозависимый наркоман, прием метадона вам не поможет, поскольку кокаин это не опиоид, а алкалоид. Для него требуется свой антагонист.
Последствия самолечения
Лечение такими препаратами должно проходить в соответствии со специально разработанными под каждого индивида программами и только в специальных центрах реабилитации. Самолечение такими препаратами вряд ли будет эффективно. А последствия передозировки метадоном (ведь зачастую в надежде побыстрее унять боль наркозависимый может принять большую, чем положено дозу или раньше, чем это положено) могут быть плачевными. Препарат очень быстро всасывается слизистой и по истечении 10 минут уже обнаруживается в кровяном русле. Так, как через час уже достигается пик его концентрации в крови, промывание желудка будет эффективно только в течение первого получаса (в зависимости от принятой дозы).
Передозировка носит накопительный характер. Почему дозу должен назначать только медицинский работник? Потому что если принимаемая доза будет большей, органами она в полной мере может и не выводиться, а частично скапливаться в организме. В конце концов наступит момент ярко выраженной интоксикации, которая приведет к летальному исходу. Поэтому препарат должен приниматься только подконтрольно и только после того, как предыдущая доза полностью выведется из организма наркозависимого.
Концепция метадоновой заместительной терапии
Заместительная поддерживающая терапия берет свое начало 30 лет назад, когда подобными метадону антагонистами начали заменять у наркозависимых уличные наркотики. Цели были благие:
- Во-первых это снижало риск разного рода инфекций через инъекции, поскольку метадон и прочие препараты этого типа являют собой не раствор, который нужно вводить через вену, а таблетки, которые принимаются внутрь и запиваются водой.
- Во-вторых, метадоновая терапия снимала ломки и снижала тягу к приему наркотиков, купленных на улице, в качестве которых всегда приходилось сомневаться.
- В-третьих, преступлений на почве наркомании должно было стать в разы меньше.
Специалисты надеялись на следующее. Наркозависимый приходит и бесплатно получает свою суточную дозу метадона, после чего перестает колоться уличной дрянью и вести себя как последний подонок, готовый ради дозы придушить ближнего своего.
Практика показала…
Как показала практика, подобная терапия оказалась полностью провальной. Наркоманы, получив свою дежурную дозу в медицинском центре, возвращались на улицу и кололись попутно еще и прочей дрянью, от которой медики их пытались спасти. А от совмещения метадона с уличными «растворами» становилось еще хуже.
Вдобавок нельзя забывать, что метадон – наркотик, да еще и синтетический, который вызывает еще более стойкое привыкание. Поэтому начала расти численность метадонозависимых, которым одной дозы метадона в сутки было мало.
Появилось большое число наркоманов, которые изначально подсели на героин, а позже на метадон, прельстившись его долгим действием и защитой от ломок. Последствия от метадона, то есть от терапии этим средством, были только хуже. А потому на сегодняшний день все больше стран начинают отказываться от применения этого препарата и от самой заместительной терапии.
Ситуация в СССР
Принята на вооружение такая практика была не везде. Если в европейских странах и в Северной Америке это уже было возведено в ранг обязательной медицинской помощи и широко использовалось в реабилитации наркозависимых, то в Советском Союзе о поддерживающей заместительной метадоновой терапии и слыхом не слыхивали.
В первую очередь это было связано с тем, что самих наркозависимых у нас в стране в то время было в десятки раз меньше, чем в западных странах. Поэтому Минздрав не принимал этот вопрос близко к сердцу и считал, что заморачиваться по поводу «угрозы наркомании» нам вовсе необязательно. Уж больно низок в стране был процент наркозависимых.
С развалом СССР проблема стала нарастать как снежный ком. Бардак коснулся всего, и складов с медицинскими препаратами в том числе. Огромное количество опиатов тогда разошлось по рукам и численность наркоманов у нас враз сравнялась с западом, а в некоторых регионах и вовсе побило все мыслимые рекорды.
Как обстоит дело сейчас
Сейчас доза метадона у нас в стране стоит гораздо дороже, чем доза героина. Но несмотря на это, количество метадоно-зависимых становится все больше. А так как этот препарат под рукой оказывается не всегда, у вчерашних наркоманов очень большой соблазн вновь заглушить нехватку любым доступным наркотиком.
Но заместительная терапия в наших наркологических диспансерах проводиться все же стала, хотя и проводится на основе других препаратов. Единственным синтетическим препаратом, который законно у нас разрешен, является "Вивитрол" (антагонист - налтрексон).
На что нужно в первую очередь обращать внимание
В погоне за введением в практику заменительных терапий некоторые специалисты увлекаются и, порой, попросту забывают о том, что метадон – наркотик, и о том, что, сняв наркомана с героиновой иглы и пересадив на метадон, его придется лечить от зависимости к самому метадону. Расчет на то, что с помощью этого средства можно излечить наркомана от зависимости к героину и он не успеет еще привыкнуть к метадону, не имеет под собой почвы. К нему привыкают еще быстрее, чем к героину. Но в любом случае корень всех бед с терапией кроется гораздо глубже и находится он в области психологии.
Реабилитация наркозависимых
Но эффективность заместительной терапии не сводится к нулю. Четко выверенная практика применения метадона в зарекомендовавших себя западных наркологических диспансерах показывает, что некоторых наркоманов отвадить от употребления наркотиков все же удается. Правда, обезопасить их от последующих срывов на 100 % могут лишь специальные программы профилактики рецидивов.
В первую очередь лечение строится на методах социализации вчерашних наркоманов, постоянной помощи им и контроле вкупе с приемом специальных психотерапевтических лекарственных средств–антидепрессанов, наподобие "Аурорекса", "Коаксила", "Золофта" и им подобных.
Корень неудач с метадоном
Основным корнем неудач с лекарством "Метадон" является то, что оно хоть и вызывает привыкание, но как такового «кайфа» от него у наркомана не случается. Поэтому многие, придя за дежурной дозой, не глотают таблетки, а только делают вид, пряча их под языком, а затем меняют на более дешевый уличный героин или продают, чтобы купить дозу опиата и полноценно кайфануть.
Любому наркозависимому, слезшему с героиновой иглы, нужна не защита от ломок (особенно, когда они уже прошли), а все же кайф, а потому прием антогониста их не устраивает. Их не интересует то, что пропали ломки, а настроение улучшилось, им просто необходимо получить удовольствие. Таким людям очень нужна поддержка именно психотерапевтов, а не дальнейшее лечение препаратами. К тому же, последствия от метадона, а точнее от долгого его применения, могут привести к более плачевным результатам.
Метадоновая зависимость сродни никотиновой зависимости. Курильщик курит, но никакого кайфа от этого не получает. Ему просто жизненно необходимо выкуривать свою пачку в день. Последствия от метадона те же. Никакого кайфа, но доза нужна до зарезу, и ломка от нехватки метадона в сто раз сильнее, чем в случае с курильщиком и никотином. Да чего зря говорить - хуже, чем с героином. И чем теперь лечить наркомана? Героином? Замкнутый круг...
Заключение
Лечение наркомании при помощи средств-антагонистов должно проводиться опытными специалистами под неусыпным контролем психотерапевтов. Только тогда подобные вещества возымеют положительный эффект. И то не факт. Очень много в деле выздоровления человека зависит от самого человека. И совершенно необязательно, что изначально он 100 % настроен на полноценную реабилитацию. А если нет? Стоит ли пересаживать его с одной иглы на другую, а то и на обе сразу, если уже изначально ясно, что дело закончится провалом?
Некоторые западные наркодиспансеры считают – стоит. Хотя что руководит ими – не ясно: бесконечный альтруизм или денежки родственников наркоманов, которые они приносят в эти центры в надежде на возврат к нормальной жизни своих родственников? Ведь всегда в конце можно сказать: «Мы сделали все, что смогли. Но ничего не поделаешь, если ваш близкий сам не хочет…»