Российский археолог Василий Васильевич Радлов - биография, деятельность и интересные факты

О деятельности великого российского археолога и этнографа Василия Васильевича Радлова написано много трудов. Однако о его жизненном пути знают немногие. А ведь этот ученый муж успел отличиться по-настоящему увлекательной жизнью и блестящей карьерой. Не говоря уже о его титанических трудах и богатейшем научном наследии. Вклад археолога в изучение Востока, тюркских языков и народов огромен и заслуживает особого рассмотрения. Биография Радлова Василия Васильевича будет представлена вашему вниманию в статье.

Берлинский период

Василий Васильевич Радлов родился в 1837 г. в Берлине. Успешно окончил гимназию. Вскоре он стал студентом Берлинского университета на факультете философии. Здесь прошла его юность. В биографии Радлова Василия Васильевича этот период занимает особое значение, так как именно тогда произошло его становление как исследователя. В годы учебы он всерьез заинтересовался алтайскими и уральскими языками. До этого ему довелось провести год в деревне, где он общался с профессором Петрашевским. Благодаря общению с ученым юный Василий нашел в себе склонность к изучению восточных языков. Некоторое время он слушал лекции Августа Потта в Галле, которые стали очень полезными в будущем. В Берлинском университете огромное влияние на него оказал географ Карл Риттер. Его лекции заметно отразились на взглядах будущего археолога в вопросах исторической и этнографической наук. Также особую роль в формировании и эволюции воззрений сыграл филолог Вильгельм Шотт. Именно под его влиянием в студенте Радлове открылся ориенталист.

В 1858 г. молодой востоковед получил степень доктора философии. Он окончательно определился с приоритетами научной деятельности. Радлов решил изучать тюркские народы, их язык и культурные особенности. Требовалось поехать в Российскую Империю, чтобы воплотить эти планы в жизнь. В Петербургском университете снаряжали экспедиции для исследования Востока. Начинающий деятель науки приступает к изучению русского языка и отправляется в империю.

Первые шаги в новой стране

Ориенталист Радлов Василий Васильевич приезжает в столицу России летом 1858 г. К сожалению, ему не посчастливилось принять участие в экспедиции Российского географического общества. Она готовилась для исследования Амурского края. Молодой ученый рассчитывал на нее, чтобы лично пообщаться с носителями тюркских языков. Он продолжил изучение наук при Азиатском музее. Вскоре получает приглашение в Барнаульское горное училище на должность учителя иностранных языков. Эту вакансию ему помог получить бывший российский посол в Берлине. В 1859 г. он принимает присягу на верность и получает подданство России. Не теряя времени, отправляется в Барнаул вместе со своей избранницей Паулиной Фромм. Здесь он совершает экспедиции в Алтайский край, которые субсидировались государством.

Алтайский период

В Барнауле Василий Васильевич занимается преподаванием в горном училище. Много времени уделяет изучению местных тюркских языков. В последнем ему сильно помог специалист Яков Тонжан, который, по словам самого Радлова, стал его учителем. В 1860 г. Василий, его жена и Яков Тонжан отправляются в первую экспедицию на Алтай. Здесь он получил много полезных знаний о многочисленных азиатских народах, особенностях их языка и культуры.

Радлов активно изучает родовой состав и этногенез тюркских племен и народностей. Благодаря этим исследованиям появилась одна из лучших работ ученого Радлова Василия Васильевича – «Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии». Эта сводка содержала ценнейшие знания о происхождении тюркских народов и много новых сведений о племенах Азии.

Плодотворные экспедиции

За весь период работы в Алтайском крае путешественник Радлов Василий Васильевич посетил множество народностей, от казахов и киргизов до китайцев и татар Западной Сибири. Было совершено 10 поездок, в результате которых ученый издал первую часть своего важнейшего труда, где он сообщает о многообразии народной литературы тюркских народностей. Этот фундаментальный труд укрепил его репутацию и очень высоко возвысил в глазах коллег. В дальнейшем из-под пера исследователя выйдет еще 6 томов, посвященных этой теме.

В этих книгах мы находим богатейший материал по восточному фольклору. Помимо пословиц и поговорок, в книгах описано множество свадебных песен, народных сказаний, преданий. Тематика сказок, Василием Васильевичем Радловым записанных, стала открытием в области фольклористики. Несмотря на различия в сюжете и оформлении, фундамент сказаний остается общим. Даже сейчас исследователи обнаруживают новые версии традиционных тюркских преданий и сказаний.

Итоги пребывания на Алтае

Под конец работы в Барнауле ученый занялся подведением итогов исследований. Огромное количество сведений, полученных в ходе изучения народов, были собраны и систематизированы. В процессе почти 20-летнего периода жизни на Алтае В. В. Радлов стал ведущим тюркологом. Очень важно и то, что именно здесь деятель науки начал заниматься археологией. Во время раскопок было исследовано множество курганов. Радлов стремился усовершенствовать методы изучения памятников древности, его высокий профессионализм отмечали многие археологи. Алтайский период приобрел колоссальное значение в жизни самого Радлова и всей тюркологии.

Приезд в Казань

В 1872 г. российский археолог Василий Васильевич Радлов начинает работать в Казанском учебном округе. Годом ранее должность инспектора ему предложил профессор Ильминский, что стало совершенной неожиданностью для этнографа. В Казани ему открывались возможности изучить казанских татар и другие народности региона. Благополучно решив некоторые вопросы, связанные с организацией, он получает научную командировку за границу. После долгих лет работы он наконец приезжает на родину, где встречается с родителями. Исследователь также посетил многие образовательные европейские центры, где приобрел новые учебники, получил важные знания в педагогике и поделился опытом с другими преподавателями.

Первые трудности

С самого начала работы в Казани Василий Радлов понял, что образовывать местное население попросту некому. Срочно нужно было подготовить новых учителей и открыть школы. Это было непростой задачей, ведь татары, исповедовавшие ислам, боялись, что в школах их заставят принять православие. В администрации Казани и в Санкт-Петербурге также не было заметно желания просвещать татар. Ученый фактически с нуля начал воздвигать образовательную систему региона.

Исследователь нашел способ привлечь местное население к образовательному процессу. Для этого он занимается поиском учителей татарского происхождения, что подняло бы уровень доверия среди народа. Но ведь еще нужно было написать учебники для исламских школ. Радлов лично занялся их составлением. В итоге он издал три учебника на исключительно правильном татарском языке.

Василий Васильевич сделал первые шаги по внедрению женского образования для татар. Первую учительницу удалось найти только через четыре года. Она согласилась давать уроки на дому, но их посещали всего лишь 7 учениц. Естественно, государство отказалось финансировать столь скромное учебное заведение, и школу пришлось закрыть. Но этот опыт заложил основы для будущего женского образования в регионе.

Продолжение исследовательской деятельности

Во время работы в Казани российский этнограф занимается не только организационными вопросами. Ученый продолжил свое любимое занятие – изучение тюркских языков. Он знакомится со знаменитым лингвистом Бодуэном де Куртенэ на кружках языковедов. Тот оказал значительное влияние на дальнейшие исследования Радлова. Ученый разделял взгляды Бодуэна де Куртенэ, который считал, что нужно сначала изучить живой язык, прежде чем приступать к мертвому.

Поистине эпохальным трудом считается «Фонетика северных тюркских наречий», написанная исследователем в 1982 г. Многие научные авторитеты того времени крайне высоко оценили данную работу как первую в своем роде.

Под конец пребывания ученого в Казани он издает книгу Aus Sibirien. В ней Радлов подводит итоги исследований, проведенных в Южной Сибири, Алтайском крае, Казахстане. В конце 1884 г. он уезжает в столицу. Так завершается еще одна веха в истории Радлова Василия Васильевича.

Петербургский период

В 1884 г. Радлов стал руководить Азиатским музеем, славившимся большим собранием экспонатов, связанных с языковым наследием азиатских народов. Археолог активно занимается исследованиями и проводит множество экспедиций с целью познать языки татар и караимов. В Санкт-Петербурге он публикует более 50 трудов по востоковедению. Продолжает обрабатывать богатейший материал, собранный еще в славный период изучения Алтая.

Важным пунктом в научной деятельности В. В. Радлова стала работа над словарем тюркских языков. В него вошли материалы из различных словарей других авторов и огромное количество сведений, приобретенных самим Радловым за долгие годы работы. «Опыт словаря тюркских наречий» стал достоянием общественности в 1888 г. Высоко оцененный другими учеными, словарь стал основой для всех последующих, написанных даже в наше время.

Вклад в археологию

В 1891 г. Василием Васильевичем была организована экспедиция в Монголию. Там были найдены орхоно-енисейские рунические надписи, переводами которых занялся сам Радлов. Многие материалы попали в его «Атлас древностей Монголии». Орхонская экспедиция дала богатый материал для изучения древнетюркских языков Монголии. За 11 лет было издано 15 выпусков «Сборника трудов Орхонской экспедиции».

Ученый стал одним из первопроходцев в уйгуристике. Это ответвление тюркологии стало развиваться лишь к концу XIX века. Науке было известно очень мало уйгурских памятников древности. В 1898 г. Д. А. Клеменц вместе с В. В. Радловым отправились в Турфанскую экспедицию. По ее итогам было найдено немало древнеуйгурских памятников, изучением которых занялся Василий Васильевич. Фундаментальная работа «Памятники уйгурского языка» была написана в 1904 г. Но великий археолог не успел ее опубликовать. Уже после его смерти труд был издан советским лингвистом Сергеем Маловым. Современная тюркология по сей день опирается на колоссальную работу ученого в области уйгуристики.

Последний этап жизни

В 1894 г. Василий Радлов становится руководителем Музея антропологии и этнографии (МАЭ). Должность директора он получил не в последнюю очередь из-за ценного опыта управления Азиатским музеем. Он выезжает в Европу, чтобы пополнить свои знания в музейном деле. Посещает множество европейских музеев в ведущих городах континента: Берлине, Стокгольме, Кельне и других. После возвращения в российскую столицу он увеличивает штат сотрудников МАЭ и занимается организационными вопросами. Радлов привлек ведущих специалистов по антропологии, этнографии и лингвистике для сбора коллекций. В дальнейшем эти ученые работали в МАЭ и внесли немалый вклад в развитие учреждения.

Для того чтобы привлечь чиновников, путешественников и коллекционеров к пополнению музейных экспонатов, Радлов способствовал награждению их орденами. В некоторых случаях он добивался их повышения по службе. Был налажен обмен экспонатами с иностранными музеями.

В 1900 г. вышел первый номер «Сборник музея антропологии и этнографии». Василий Васильевич не пожалел своего личного собрания книг и внес его в каталог открытой им библиотеки при МАЭ. В который раз великий этнограф и археолог доказал свою глубокую любовь к делу науки.

Василий Васильевич Радлов умер в 1918 г. в Петрограде. Это был день скорби не только для его родных и близких, но и для всей науки. Его вклад в тюркологию, этнографию, лингвистику, археологию невозможно переоценить. Радлов до самого конца своей удивительной жизни отдавал всю энергию исследованиям и познанию народов Азии.

Радлов Василий Васильевич: интересные факты

  • Семья ученого исповедовала лютеранство. Немецкие корни давали о себе знать и в методах преподавания. В. В. Радлов активно использовал западноевропейские методики и обучающие пособия в деле просвещения.
  • Имя при рождении Василия Васильевича Радлова – Фридрих Вильгельм Радлов. Лишь после получения подданства Российской Империи он получил русское имя и отчество.
  • Изначально был увлечен теологией. Только потом, в процессе обучения он углубился в сравнительное языкознание. В итоге темой его диссертации стало влияние религии на азиатские народы.
  • Изначально в Татарской учительской школе был всего один педагог. Но постепенно удалось пополнить ряды просветителей, в том числе за счет ученых Казанского университета.
  • Востоковед помогал устроиться в МАЭ ученым, которые были противниками монархии. У них были проблемы с императорской властью, что мешало нормальной работе.
  • В Астане в честь В. В. Радлова названа немецкая школа. В крупнейшем городе Казахстана Алма-Ате его именем названа улица.
  • Великий исследователь не стеснялся использовать высокопоставленных лиц для улучшения работы МАЭ и укрепления его положения. Он мог часами сидеть в приемном кабинете, если того требовало дело науки.

Комментарии
Очень интересная, познавательная статья.