Методики на восприятие цвета, музыки, формы и времени. Методы исследования в психологии

Человек является частью огромного многогранного мира. Он имеет определенные взаимосвязи с ним и по-своему его ощущает, а благодаря умению воспринимать цвета, звуки, формы, пространственные характеристики и временные отношения формируется его впечатление об окружающей среде. Осознание качеств предметов у людей происходит по-разному. Для исследования уровня познания объектов действительности существуют методики диагностики восприятия, о которых и пойдет речь в данной статье.

Анализ характеристик предмета

Все, что нас окружает, имеет свои показатели (размер, форму, цвет). Узнавание и вычленение из ряда подобных объектов или явлений происходит посредством комплекса анализаторов. Восприятие (перцепция)— это отражение в сознании личности предметов окружающего мира в результате их воздействия на органы чувств. Другими словами, это комплекс ощущений. Данный психический процесс неразрывно связан с мышлением человека, его речью, вниманием, памятью, волей. Выявить уровень его развития у личности помогают методики на восприятие.

Синтез процесса

Иногда возникает вопрос о том, что первично: ощущения или восприятие. Первое является более простой категорией, так как подразумевает только одно чувство (зрение, обоняние, слух, тактильные и болевые признаки). Второе соединяет их в комплекс и отражает предмет в целом, со всеми его характеристиками. Это, по сути, создание образа предмета. Например, если личность видит стул, то она оценивает одновременно цвет, форму, величину, какой предмет на ощупь, и при этом осознает, что на него можно садиться.

От чего зависит перцепция?

Формирование мироощущения человека начинается с первого года его жизни. Сначала ребенок познает отдельные свойства объектов посредством органов чувств. Но по мере развития анализаторной системы совокупность его впечатлений увеличивается, характеристики внешних раздражителей синтезируются, создавая в мозгу отражение объекта, его образ. Это уже синтетическая форма предмета, которая появляется в результате переработки информации. Здесь обязательным является мыслительный процесс, который и обеспечивает новый уровень осознания мира (перцепции). Он, в свою очередь, зависит от уровня мыслительных операций, наличия сведений у человека и его опыта. Влияют также его намерения в данный момент, настроение, желания и т.п. Поэтому восприятие одних и тех же предметов будет у людей индивидуальным.

Методы исследования в психологии

Для того чтобы изучать различные психические проявления в сознании личности, существуют привычные нам способы. Так самым распространенным методом является эксперимент (лабораторный, естественный), посредством которого целенаправленно создается среда, в которой можно наиболее ярко и точно увидеть выражение определенного показателя.

Отличные результаты дает метод наблюдения (внешнее и внутреннее). Он предусматривает четкую организацию, фиксацию результатов и последующее объяснение способностей или поведенческих моделей человека и их причин.

Метод тестирования (ограниченное временным отрезком испытание) позволяет изучить определенные психические особенности индивидуума, уровень интеллектуального развития, личные качества. Как правило, он также является приоритетным в работе психологов.

В случае необходимости используют биографический метод (анализ жизненного пути индивида с целью выявления наиболее значимых для него факторов, прогнозирования дальнейших событий и их коррекции), а также метод психологического моделирования, суть которого сводится к имитации психических процессов или организации деятельности человека в искусственно созданных условиях.

Наиболее популярные способы диагностирования

Для изучения человеческого познания мира существуют методики на восприятие. Чаще всего они основываются на методе эксперимента, так как он позволяет сделать внутреннее психологическое явление доступным объективному наблюдению. Для него создаются искусственные условия, стимулирующие проявления нужных явлений. Как правило, этот вид изучения проводится в паре. Также очень часто используется тестирование. Вышеуказанные методы исследования в синтезе с методиками развития восприятия обеспечивают высокий уровень осознания внешнего мира человеком.

Ощущение музыки

Восприятие мелодий— это их слушание и понимание. Для того чтобы всецело получать от них удовольствие, необходимо иметь определенную подготовку и способности. В основном, это достигается слушанием произведений разных жанров и их анализом, а также проведением сопутствующих занятий (пение, танцы, изучение данных о жизни композиторов, их стиле, развитии творчества). При тщательной организации данного процесса у человека формируется умение определять такие понятия, как ритм, темп, мелодия, гармония и др. Методики музыкального восприятия дают возможность выявить грани образованности индивидуума в данной сфере. В частности, можно использовать беседу, которая позволяет увидеть степень заинтересованности произведением и широту кругозора человека. Также данные можно получить в ходе наблюдения за поведением испытуемого во время слушания. Показателями являются эмоциональность, мимика, сосредоточенность и интерес к музыке. Также для диагностирования слухового восприятия методика цветового выражения дает хорошие результаты. Испытуемым предлагается во время прослушивания изобразить свои ощущения. Выводы о впечатлениях делаются на основании содержимого рисунка и использованной цветовой гаммы.

Осознание красок окружающей среды

Как известно, основные цвета имеют свои оттенки, насыщенность. Диапазон палитры у каждого человека свой. Выявить его можно с помощью теста понимания и употребление слов-названий по образцу. Он показывает зрительное восприятие. Методика заключается в следующем: сначала испытуемому предлагается объект и он должен назвать его цвет, или из ряда предметов нужно выбрать один указанного тона. Затем человек в течение определенного времени рассматривает ряд образцов одного цвета разной светлоты (например, от светлого к темному) и затем по памяти должен его восстановить. Иногда встречается у людей дальтонизм— неспособность различать определенные цвета (зачастую красный и зеленый) или недостаток зрения. Его наличие проверяется путем проведения теста, во время которого испытуемому предлагаются карточки, где на фоне одного цвета нарисованы определенные фигуры или цифры другого тона, и он должен их увидеть и назвать.

Диагностирование узнавания формы

Постижение очертаний и рельефа— одна из важнейших задач зрительных анализаторов. Оно позволяет оценить геометрические особенности различных объектов, которые могут быть как плоскостными, так и объемными. Восприятие и тех, и других предметов подразумевает, что человек не просто "фотографирует" их, а получает сведения о совокупности характеристик (объем, цвет, форма). Изучить уровень точности данных ощущений можно, используя методики восприятия формы, например, человеку предлагается в течение 10 секунд запомнить 9 фигур, а затем найти их на таблице с большим количеством изображений. По соответствующей формуле экспериментатор высчитывает уровень узнавания предлагаемого материала.

Для детей удачным будет тест, для которого необходимы 5 геометрических фигур и предметы разных форм и цветов. Специалист предлагает ребенку сравнить разные геометрические формы и назвать их отличия, затем из ряда предметов выбрать объекты указанных характеристик, например круглый и красный, прямоугольный и синий... Все результаты фиксируют и по ним делают выводы. Если малыш быстро выбирает нужные предметы по 2 признакам и самостоятельно объясняет отличия геометрических форм, то он имеет высокий уровень восприятия, средний уровень, если прибегает к помощи взрослого, и низкий, если не может выполнить задание.

Хронология действий человека

Все процессы нашей жизни проходят во времени. Восприятие этой категории — это осознание последовательности явлений действительности и скорости, с которой они проходят. Этот показатель имеет свою сложность для понимания из-за присущих ему характеристик. Это текучесть (секунды-минуты-часы), незримость и изменчивость (завтра переходит в сегодня и через сутки становится вчера), поэтому время познается через ритм жизненных процессов (пульс, биение сердца, частота дыхания) или привычного нам прибора — часов. На его восприятие влияют различные состояния человека (усталость, раздраженность, увлеченность, эмоции и т. п).

Методика восприятия времени достаточно проста. Для ее проведения нужен обычный секундомер. Изучение проводится путем проведения 10 проб. Испытуемому предлагается определить длину временного отрезка разной продолжительности (30 сек., 1 мин., 120 сек.), не глядя на часы. Начало промежутка экспериментатор сигнализирует ударом карандаша по столу и контролирует за часами его длительность. Испытуемый знаком должен указать конец заданного отрезка. Результаты всех попыток фиксируются. Чтобы определить уровень восприятия времени, нужно высчитать точность оценки по каждому опыту. Для этого фактический показатель делится на заданный интервал и умножается на сто. Таким образом экспериментатор получает коэффициент оценки времени. Данная методика на восприятие позволяет проанализировать фактическое ощущение времени человеком. Если показатель меньше 100, то человек недооценивает интервалы, а если больше — переоценивает. Иногда можно усложнять задание, например, называть во время проведения буквы алфавита или читать наизусть стихотворение. Так тренируется умение определять время в не комфортных условиях (в метро, на приеме, в толпе, во время суеты...).

Человек живет во внешней среде и является свидетелем всех ее изменений. Определить уровень познания действительности помогают методики на восприятие. У каждого человека он разный, как багаж знаний и жизненный опыт, но несмотря на это, именно данный психический процесс позволяет нам быть частью многогранного мира, ощущать богатство звуков, цветов и форм, наслаждаться жизнью и творить в свое удовольствие.

Комментарии