Символизм – это направление в литературе, живописи, музыке и искусстве в целом. Особенность жанра состоит в неком элементе таинственности и загадочности, неполном раскрытии сути произведения. Смысл доносится до читателя, зрителя или слушателя с помощью тех или иных символов (от этого слова и произошло названия течения).
Родина символизма – Франция. Направление возникло в 1870-х годах, а в конце XIX и начале XX веков стало популярным в России. Символизм использовался такими русскими творцами, как Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Александр Блок, Михаил Врубель, Александр Скрябин и другими. Большой вклад в развитие символизма в России внес также поэт Вяч Иванов.
Биография: ранние годы, семья, образование
Вяч Иванов (полное имя – Вячеслав Иванович Иванов) родился 28 февраля 1866 года в Москве. Отец поэта был геодезистом (в то время эта профессия называлась землемер).
После окончания Первой московской гимназии Вяч Иванов поступил в Московский университет на факультет истории и филологии, но проучился там всего два года. С 1886 года будущий поэт продолжал обучение в Берлине, где также изучал филологию, историю и философию.
Биография поэта Вяча Иванова сложилась так, что практически всю свою молодость, около 20 лет, он провел за рубежом. В основном жил и путешествовал в Западной Европе: Италии, Греции, Швейцарии.
За границей поэт познакомился со второй женой (на первой, Дарье Дмитриевской, он женился почти сразу после окончания гимназии) – Лидией Зиновьевой-Аннибал. В 1896 году родилась дочь, которую назвали в честь матери.
В этом же году произошло еще одно важное событие в жизни Вяча Иванова. Он познакомился со своим наставником Владимиром Соловьевым, благодаря которому произошел толчок в творчестве поэта. Была выпущена первая книга стихов о природе.
Немного позже, в 1903 году, Вяч Иванов встретился с русскими символистами – Бальмонтом, Мережковским, Блоком. С этого момента начинается новый период в жизни и творчестве поэта.
Возвращение в Россию
В 1905 году Вяч Иванов вернулся в Россию, но поселился не в родном городе, а в Петербурге. В его квартире каждую неделю собирались великие творцы Серебряного века: они обсуждали новые идеи, делились набросками своих произведений и новостями из литературного мира. Вяч Иванов находился на пике своей славы и сотрудничал с большим количеством популярных в то время журналов.
После смерти жены поэт женился в третий раз. В 1913 Вяч Иванов с супругой переехали в Москву, где произошло знакомство с композитором Скрябиным.
Октябрьская революция была не понята и не принята Ивановым. Как и многие другие писатели, художники и композиторы, не одобрявшие идею революции, он пытался эмигрировать из России. Еще одной причиной для переезда стал туберкулез жены. Несмотря на все это, в выезде было отказано, и Ивановым пришлось остаться на родине.
В 1920 году супруга поэта скончалась, и Вяч Иванов переехал в Баку, где преподавал филологию.
Последние годы
Проведя 4 года в Баку, поэт Вяч Иванов вновь поселился в Италии. Последние десятилетия он жил в спокойствии и уединении, лишь изредка общаясь с Мережковским, Буниным и другими эмигрантами. В четвертый раз Вяч Иванов не женился, и домашним хозяйством занималась его секретарь.
Поэт решил обратиться к религии и присоединился к католической церкви.
В Италии Вяч Иванов также занимался преподаванием: был лектором иностранных языков, читал курсы по русской литературе.
Он умер в Риме в 1949 году, прожив долгую жизнь. Поэту было 83 года. Похоронен на кладбище Тестаччо.
Особенности творчества
Многие произведения Вяча Иванова имеют отсылки к далекому прошлому – Античности и Средневековью, а также Византии – Иванов был одним из немногих писателей, которые обращались к искусству этого государства при создании своих произведений. Именно в этих эпохах поэт нашел для себя то, что назвал «подлинным символизмом».
В стихах Вяча Иванова поднимаются высокие вечные темы, всегда волновавшие поэтов и их читателей: смерть и возрождение, отчаяние и надежда. Стихотворения не динамичны, а скорее производят впечатление чего-то статичного, величавого и тяжелого. Можно заметить, что поэт практически не использует глаголы, что и создает этот эффект неподвижности.
Природу описывали и воспевали многие писатели, но даже это Вяч Иванов делает по-своему. В своих произведениях он упоминает не деревья, не травы, не водоемы, а скорее неживую часть окружающего мира – груды раскиданных камней, сверкающие на солнце кристаллы и расплавленные металлы.
Несмотря на этот аспект, творчество Вяча Иванова в целом удивительно целостно и гармонично, а главными темами являются торжество и любовь, которая способна преодолеть смерть. Поэт часто использует греческие слова – это традиция древнего церковнославянского языка, что подчеркивает величественность и изысканность стихотворений.
Отзывы критиков
Дмитрий Мирский – русский литературовед и критик – сравнивает стихотворения Вяча Иванова с «богатым византийским облачением». Ощущается огромное влияние прошлых времен, что делает стихи «наполненными самосознанием». По словам критика, поэт тщательно продумывал каждое слово. Все это делает творчество Вяча Иванова по-настоящему своеобразным и важным для русской литературы.