В повторный прокат 16 января снова вышел мультфильм великого Хаяо Миядзаки "Ветер крепчает". Эту премьеру нельзя назвать очередным шедевром студии Ghibli, это скорее интимное признание мастера, обращенное к взыскательному зрителю. Медленный, глубокий, как океан, фильм предлагает не увлекательное приключение, а погружение в собственные мысли и чувства.
Просто о вечном
Этот повторный показ не для тех, кто привык к динамичным сюжетам и ярким спецэффектам. "Ветер крепчает" – это приглашение на встречу с самим собой в тишине кинозала, это долгий вдох перед тем, как снова окунуться в повседневную суету. Само название – фраза, заимствованная из поэмы Поля Валери, которая обрела новую жизнь в повести Хори Тацуо, а затем и в анимационном фильме Миядзаки. Именно повесть, написанная в середине 1930-х годов, подарила фильму трогательную историю любви и неминуемой потери, ставшей лейтмотивом всего повествования.
У Миядзаки тема болезни, столь часто встречающаяся у Манна и Ремарка, и цитата из Валери приобретают новый смысл. Если у Хори Тацуо фраза "Крепчает ветер! Значит, надо жить" звучит как гимн жизни, то у Миядзаки на фоне истории о создателе смертоносных машин она приобретает более сложный и неоднозначный характер. Скорее, здесь уместнее другая строчка Валери: "Сколь дорогая за долгость мысли плата мне дана!"
В чем главная "фишка" фильма
Центральный конфликт фильма связан с двойственностью образа главного героя, который, с одной стороны, является романтическим мечтателем, а с другой - создателем смертоносного оружия. Идентификация героя с Дзиро Хорикоси, конструктором истребителя "Зеро", усиливает эту неоднозначность. "Зеро", прославившийся в небесах Китая и Перл-Харбора, стал одним из самых эффективных истребителей начала Второй мировой войны, что неизбежно поднимает вопросы о моральной ответственности создателей оружия.
Несмотря на детальное погружение в мир авиастроения, фильм лишь поверхностно затрагивает вопросы войны и ее последствий. И хотя в кадре мелькают образы голодающих детей, а в диалогах звучат размышления о цене военных технологий, политический контекст остается размытым. Такой подход вызвал обвинения в отсутствии антивоенной позиции и даже в симпатиях к фашизму. В ответ на критику Миядзаки заявил, что его фильм "о японской авиации и людях" и он просто хотел показать историческую реальность без прикрас.
Пример жестокой японской честности
Миядзаки демонстрирует характерную для японской культуры прямолинейность, не скрывая сложных моральных дилемм. Его герой, обычный человек, любящий муж и талантливый инженер, одновременно становится создателем смертоносного оружия. Фильм провоцирует зрителя на размышления: кто виноват в трагедии войны – человек, создавший оружие, или те, кто его использовал?
Миядзаки как истинный художник не ограничивается конкретным историческим периодом. Его фильмы – это зеркало, отражающее вечные человеческие ценности и проблемы. "Ветер крепчает" – это не просто история одного человека, а размышление о природе творчества, о цене прогресса и о трагическом выборе, который часто приходится делать каждому из нас.
Это послание меланхолии, рожденное из осознания бренности бытия. И все же фильм Миядзаки — это гимн жизни во всей ее полноте. Несмотря на присутствие печали и страдания, жизнь остается прекрасной и желанной. Как будто вторя словам Валери, Миядзаки говорит: "Крепчает ветер! Значит, надо жить".
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание