Вокзал Берлина Центральный (Berlin Hauptbahnhof) - самый крупный железнодорожный вокзал Европы
Самый крупный железнодорожный вокзал Европы находится в Берлине. Его строили на протяжении 14 лет. Торжественное открытие приурочили к старту чемпионата мира по футболу в 2006 году. На следующий год вокзал удостоился звания «Станция года».
Лертерский узел
Центральный вокзал Берлина возведен на месте старинного Лертерского вокзала постройки 1871 года. С него поезда отправлялись в направлении Ганновера, а после ликвидации вокзала в Гамбурге добавились поезда, уходящие в северном направлении. Здание старого вокзала претерпело масштабные повреждения в результате бомбежек 1943 года.
После разгрома немецких войск и разделения Германии Лертерский жд вокзал Берлина перешел к ГДР. Постепенно терялось его значение. В 1959 году его ликвидировали. На его месте осталась небольшая станция, откуда отправлялись городские электрички.
Лучшее - впереди
Полная реконструкция Лертерской городской станции была проведена в 1987 году, а через несколько лет ее разобрали. С 2006 года здесь высится современное здание Центрального вокзала Берлина. Несмотря на месторасположение и масштабность перевозок, вокруг здания нет привычной городской инфраструктуры. Фактически вокзал стоит на пустыре, но ситуация должна полностью измениться в ближайшие годы.
Дело в том, что Лертерский вокзал стоял на границе, долгое время разделявшей столицу Германии. По обе стороны от этой черты царила пустота. Масштабный градостроительный проект, разработанный и утвержденный, предполагает застройку северной части территорий, прилегающих к зданию вокзала. Его южная часть обращена фасадом к правительственному кварталу Шпреебоген.
Строительство в цифрах
Центральный вокзал Берлина является сложным инженерным сооружением. Автор проекта – Майнхард фон Геркан. Архитектор создал уникальное здание, быстро ставшее одним из самых узнаваемых в Европе. Все работы проводились строго по графику – не было отставаний или превышений скорости реализации. В период строительства движение поездов не нарушалось.
На возведение вокзала ушло более 500 тысяч кубов бетона и 85 тысяч тонн стальных металлоконструкций. Длина здания – 320 метров, а ширина более 160 метров.
Распределение территории Центрального вокзала Берлина:
- Площадь участка застройки - 100 тысяч м2.
- Торговые площадки и пункты питания – 15 тысяч м2.
- Офисные помещения – 50 тысяч м2.
- Служебные помещения – 5 тысяч м2.
- Вспомогательные площадки (транспортные, распределительные) – 21 тысяча м2.
- Парковка, рассчитанная на 900 авто.
Стартовая смета предполагала 200 миллионов евро капиталовложений, но она была значительно превышена. Некоторые источники утверждают, что вокзал стоил казне от 500 млн до 1 млрд евро.
Красота и практичность
Несмотря на большие размеры, Центральный вокзал Берлина кажется легким и воздушным за счет прозрачных стен и купола. Верхнее перекрытие полностью выполнено из стекла. Общая площадь прозрачного полотна составляет почти 25 тысяч м2. Площадь стеклянных стен – около 2,5 тысяч м2. Благодаря особенностям конструктивных решений солнечный свет беспрепятственно проникает на все этажи. Функционирование электронных табло и световых указателей обеспечивается работой 780 модулей солнечных батарей (1,7 м2).
Архитектура Центрального вокзала Берлина никого не оставляет равнодушным, но не только это сделало его известным во всем мире. Железнодорожный узел обустроен пятиуровневыми перронами, что дает возможность круглосуточно отправлять в разные концы света 164 скоростных поезда дальнего следования, более 600 электричек и 314 составов региональных маршрутов. При этом пассажир затрачивает на пересадку не более восьми минут драгоценного времени.
Еще одним удобством для пассажиров стала станция городского метрополитена с выходом в здание вокзала. Грандиозный проект позволил столице Германии сосредоточить большую часть железнодорожного потока на станции «Берлин-Центральный». Ежедневно через вокзал проходит огромный поток пассажиров, составляющий более 300 тысяч человек.
Функциональная нагрузка
Строительство Berlin Hauptbahnhof велось на месте существовавшего вокзала, где постоянно происходило движение поездов. Здание возводилось в виде четырех отдельных конструкций. Их соединение произошло строго по графику. В пятиэтажном здании каждый уровень несет свою функциональную нагрузку.
Два подземных этажа - это платформы для поездов ближнего и дальнего следования направления «север-юг». Также ниже уровня земли расположены линия метрополитена, подземная автостоянка и камеры хранения багажа. На первом этаже посетители попадают в центральный вестибюль. Здесь расположены магазины, кафе и рестораны. Второй этаж также отдан под торговые площадки и пункты питания. Самый верхний уровень предназначен для поездов направления «восток-запад», городских и пригородных электричек.
Пассажиру, впервые попавшему на Центральный вокзал Берлина, логичность конструкции и функциональное предназначение каждого этажа быстро становятся понятными. Передвижение внутри здания обеспечивают 54 эскалатора и 6 панорамных лифтов.
Мосты
Для связывания воедино всех направлений движения поездов в период строительства Берлинского железнодорожного узла было построено 4 новых моста. Действовавшее железнодорожное полотно было переложено на три новых моста, проходящих через здание вокзала, и сдвинуто на юг.
Мостовые конструкции опираются на стальные колонны высотой 23 метра. Основания колонн – стальное литье. Это наиболее пригодный материал, выдерживающий максимальные динамические нагрузки.
В северном крыле Центрального вокзала Берлина возведен еще один мост. Его длина 570 метров. Предназначение - завести в общую структуру движения городские электрички направления «север-юг».
Судебный иск
Проект Майнхарда фон Геркана в процессе строительства претерпел изменения. Внесены они были застройщиком Deutsche Bahn в целях экономии. Так, на всех уровнях вокзала архитектором задумывались световые колодцы. Это стеклянные сводчатые вставки, которые должны были дополнительно наполнять внутренние помещения светом и воздухом. Однако застройщик, утвердив проект, заменил оригинальные конструкции стандартными глухими потолками.
Архитектору такие действия показались неуместными и нарушающими авторские права, поэтому он инициировал судебный иск. Если претензии фон Геркана судом будут сочтены справедливыми, то застройщику придется изменить существующие конструкции, согласно первоначальному проекту.
Недоразумения
Это далеко не все странности, случившиеся в период строительства ж/д вокзала Берлина. На этапе возведения стеклянных перекрытий Deutsche Bahn также решил изменить первоначальный план, мотивируя отклонения экономическими соображениями. Длина крыши над наземными перронами была значительно сокращена.
При существующей длине перронов в 430 метров крыша над ними составляет всего 321 метр. Пассажиры первых и последних вагонов оказываются под открытым небом. Красоту всей конструкции этот недочет не испортил, но для пассажиров создал некоторые неудобства.
После запуска главного вокзала Берлина вскрылся еще один неприглядный факт. В пятиэтажном корпусе оказалось всего два туалета, рассчитанных на пять индивидуальных кабинок. Что явно мало, ведь пассажиропоток здесь около 350 тысяч человек в сутки.
С заботой о пассажирах
Неполным будет описание здания вокзала «Берлин Центральный», если не упомянуть о комфорте для посетителей. Пассажирам, сошедшим с поезда и ожидающим посадку для дальнейшего путешествия, всегда есть чем заняться. Сдать багаж они могут в «Baggage Center». Камеры хранения расположены на первом (подземном) этаже восточного крыла здания. Стоимость хранения варьируется от 3 до 6 евро, в зависимости от дня недели.
На территории вокзала всегда можно перекусить, так как здесь расположены несколько десятков кафе и закусочных. Выбор блюд достаточно широк – колбаски, рыбные блюда, суши, разнообразная выпечка никого не оставляют равнодушными. Цены в закусочных Berlin Hauptbahnhof удерживаются на том же уровне, что и в одноименных городских заведениях.
Сервис
На Центральном вокзале Берлина пребывание пассажиров комфортно и обеспечено отменным сервисом, куда входит:
- Автоматизированная продажа билетов.
- Свободный доступ к Wi-Fi.
- Парковка для авто (от 2 евро/час, сутки – 20 евро/час).
- Прокат автомобилей.
- Справочное бюро.
- Продажа городских карт (бесплатный проезд городским транспортом, скидки на посещение музеев, ресторанов и пр.).
- Продажа билетов в метрополитен.
- Магазины, супермаркет.
- Отделения нескольких банков.
- Парикмахерская, аптеки.
- Туалет (стоимость посещения 1 евро).
- Душевая комната.
- Привокзальная миссия.
- Туристическое агентство.
Попасть в Берлин с вокзала можно общественным транспортом. Метро (линия U55) довезет до Бранденбургских ворот и Бундестага. Также до Берлина, от вокзала, отправляются автобусы и городская электричка S-bahn.
Москва – «Берлин Центральный»
Поезда на Берлин из Москвы отправляются с Белорусского вокзала. Отсюда каждую неделю уезжает 6 составов летом, а в остальные времена года около 3 поездов. Приобрести билеты можно на проходящие составы, следующие в столицу Германии из Екатеринбурга, Новосибирска или Челябинска, а также на поезда рейсом из Москвы в Париж через Берлин.
Продолжительность путешествия составит около 30 часов. Остановки происходят по пути следования в городах России, Польши, Белоруссии. Составы укомплектованы вагонами разного класса, поэтому цены на билеты значительно отличаются.
Во втором классе предлагаются места в купе для трех человек, где кроме лежачих мест присутствуют два откидных кресла. В первом классе купе рассчитаны на двоих, есть доступ к душевой кабине. Стоимость билетов составляет:
- Купе - от 7,5 до 9,1 тысяч рублей.
- Мягкий вагон – от 2,5 до 3 тысяч рублей.
- Люкс – 10,7 до 12,5 тысяч рублей.
Поезда оборудованы комфортными санитарными узлами, вагоном-рестораном, системой кондиционирования.
Москва – «Берлин Восточный»
Главный железнодорожный вокзал не единственный в столице Германии, пассажиры поезда "Стриж" прибывают на вокзал Ostbahnhof. Сообщение было запущено в 2016 году. Осуществляется рейс 13/14 с Курского вокзала. Время в пути занимает около 20 часов. Поезд «Стриж» отправляется в 13:06 в субботу или воскресенье. В путешествии пассажиров ожидают промежуточные остановки длительностью от 4 до 15 минут, в Тирасполе – 45 минут.
Пассажирам поезда «Москва - Берлин» предлагаются комфортные условия и варианты выбора класса вагонов:
- 1 класс – сидячие места с персональной системой освещения, аудио, откидным столиком и электророзеткой (220В).
- Двухместное купе СВ – спальные места, санитарный блок. Предоставляется сейф, ТВ, питание, постельное белье.
- Купе класса «Люкс»
- Четырехместные купе.
Вагоны поезда "Москва - Берлин" оборудованы системой кондиционирования и отопления, установлены видеомониторы, Wi-Fi доступен за дополнительную плату. Возможность подкрепить силы доступна в вагоне-ресторане и буфете, где готовят горячие блюда, закуски, бутерброды. Чай, кофе, прессу и сладости можно приобрести в своем вагоне, питьевая вода выдается бесплатно. Стоимость билетов - от 8,7 до 36 тысяч рублей. Скидки распространяются на детей до 12 лет и взрослых, возрастом старше 60 лет.