Рефлекс Ландау: описание, в чем проявляется, причины

Рефлекс в физиологии - это реакция живого существа на какое-либо воздействие. На протяжении жизни организма рефлексы играют ключевую роль в его развитии, приспособлении к условиям окружающей среды и обеспечении нормальной жизнедеятельности. При этом одними из основных, если не самыми важными, являются рефлексы новорожденных, от которых зависит развитие ребенка в первые месяцы жизни. Одним же из самых важных является у новорожденных рефлекс Ландау. Рассмотрим подробнее, что это такое.

Рефлексы новорожденных

Итак, рефлексы позволяют ребенку адаптироваться к агрессивной окружающей среде. При этом, их формирование во многом зависит от состояния той среды в которой плод формируется (т. е. от организма матери). Если в ходе внутриутробного развития на организм ребенка и/или матери слишком сильно воздействовали вредоносные факторы, малыш может родиться с патологиями, из-за которых рефлексы начнут тормозить или отсутствовать. Таким образом, рефлексы новорожденных являются важными показателями уровня развития ребенка. Как и любые другие, рефлексы новорожденных делятся на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные).

Условные рефлексы

Условными называются рефлексы, которые приобретаются ребенком непосредственно вместе с новыми знаниями, умениями и жизненным опытом. В отличие от безусловных, большая часть их индивидуальна у каждого человека, следовательно, более сложны. Обеспечивается это индивидуальностью жизненного опыта и его восприятия у каждого индивидуума. Тем не менее, благодаря единству механизмов формирования у разных людей могут складываться чрезвычайно сходные наборы рефлекторных реакций. Некоторые примеры, связанные с новорожденными:

  • При кормлении грудью в определенные часы в течении примерно недели у ребенка начинает формироваться рефлекторное возбуждение голода перед приемом молока.
  • При кормлении ребенка в одном и том же положении в течение двух недель у малыша также начинает формироваться определенная реакция. Если взять ребенка на руки в положении для кормления он начнет совершать сосательные движения.

Врожденные рефлексы

Врожденные рефлексы помогают новорожденному выживать на первых порах и формировать приобретенные, позволяющих более разнообразно реагировать на различные факторы среды. Некоторые из врожденных рефлексов остаются навсегда, другие затухают со временем.

Безусловные рефлексы грудничков подразделяются на сегментарные (обеспечивают питание и базовые движения) и надсегментарные (регулируют тонус мышц, исходя из положения тела и головы). В свою, очередь сегментарные делятся на оральные и спинальные рефлексы.

Оральные. Позволяют ребенку питаться. К ним относятся:

  • Сосательный.
  • Глотательный.
  • Хоботковый.
  • Ладонно-ротовой.
  • Поисковый.

Спинальные. Отвечают за формирование мышечного аппарата. Представлены следующим рефлексами:

  • Защитный рефлекс грудничка.
  • Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы.
  • Рефлекс ползания.
  • Хватательные рефлексы.
  • Рефлекс объятия.
  • Рефлекс Галанта.
  • Рефлекс Переса.

К надсегментарным относятся:

  • Асимметричный шейный тонический рефлекс.
  • Симметричные тонические шейные.
  • Тонический лабиринтный.

Некоторые реакции формируются спустя несколько месяцев после рождения и угасают в более поздние моменты жизни. К таковым относятся:

  • Лабиринтный установочный рефлекс.
  • Шейная выпрямляющая реакция.
  • Туловищная выпрямляющая реакция.
  • Выпрямляющий рефлекс туловища.
  • Защитная реакция рук.
  • Рефлекс Ландау.
  • Реакции выпрямления и равновесия.

Очень важно знать, есть ли у грудничков рефлексы, описанные выше. Задержка появления этих рефлексов может указывать на наличие отклонений в развитии ребенка. О том же говорит их позднее затухание.

Рефлекс Ландау у новорожденных

Является важным индикатором уровня физического развития ребенка, а также наличия/отсутствия у него тяжелых нервных заболеваний. Рефлекс Ландау - это ключевой элемент постепенного становления вертикального положения тела ребенка и подготовки его к прямохождению. Первые признаки формирования этого рефлекса наблюдаются с двух месяцев, однако наиболее выражено он проявляется позже, в пять-шесть. Угасание рефлекса происходит на втором году жизни. Рефлекс Ландау состоит из формирующихся на разных этапах жизни фаз, также именуемых верхним (первая фаза) и нижним рефлексами (вторая фаза) Ландау. Отсутствие этих рефлексов и задержка их формирования свидетельствуют о проблемах в развитии нервной системы.

  • Верхний рефлекс Ландау формируется у ребенка в возрасте пяти-шести месяцев. Он обеспечивает подъем верхней половины туловища, разгибание рук и шеи. Для его выявления необходимо положить младенца животом на край стола таким образом, чтобы его грудь оказалась за краем. В таком положении должно произойти разгибание спины, шеи и рук назад. Иногда, из-за действия защитного рефлекса новорожденного, голова ребенка может поворачиваться в сторону. Со временем верхний рефлекс Ландау исчезает. Ребенок должен быть способен находиться в этом положении одну-две минуты.
  • Нижний рефлекс Ландау формируется позже, в восемь-десять месяцев, и представляет собой усложненную версию верхнего рефлекса. Для его выявления врач берет ребенка на руки либо кладет его на плоскую поверхность так, чтобы его таз и ноги не имели под собой опоры. В таком случае здоровый и развитый ребенок поднимет вверх нижние конечности и может изогнуть спину дугой.

При проверке верхнего и нижнего рефлекса Ландау у грудничка врач должен обращать пристальное внимание на выраженность его проявлений. Так, во время первой фазы голова ребенка должна находится на средней линии. То же самое можно сказать про положение ног во время второй фазы. Удержание рефлекторной позы должно длиться не меньше минуты. Если эти условия не соблюдаются, рекомендуется пройти более глубокое обследование на предмет наличия родовых травм и отклонений в развитии. Фото рефлекса Ландау представлено ниже.

Отсутствует рефлекс

Отсутствие проявлений этого рефлекса явно свидетельствует о наличии тех или иных нарушений в развитии ребенка. В таком случае рекомендуется проведение стимуляции рефлекса при помощи специальной тренировки.

Кроме того, крайне необходимо проведение обследования, т.к. подобная картина наблюдается, в том числе, при детском церебральном параличе (ДЦП), возникающем вследствие поражения мозга в момент его развития.

Стимуляция рефлекса

Наиболее эффективным будет стимуляция рефлекса Ландау у детей при помощи мяча. Существует несколько принципов проведения стимуляции:

  • Ребенка нужно уложить на мяч вниз животом и произвести массаж в паравертебральных точках различных отделов позвоночника.
  • В то же самое время второй человек несильно покачивает мяч обращая внимание на положение конечностей и лопаток.
  • Нужно обращать внимание ребенка на любой объект, расположенный выше уровня его головы.
  • Желательно проводить занятия перед зеркалом, дабы закрепить у ребенка схему положения оптически.

Упражнение по отработке первой фазы повторяется 3-4 раза, каждый по 30—90 с.

Перед проработкой второй фазы необходимо убедиться в функциональной активности ягодичных мышц, а также в состоятельности разгибания и отведения вверх бедер. Принципы стимулирования второй фазы, следующие:

  • Перед проведением упражнения необходимо провести глубокий массаж ягодиц. Параллельно с этим проводят расслабляющий массаж на эти же мышцы.
  • Далее начинают поочередную проработку разгибаний бедра в положении на животе.
  • Проводить тренировку рекомендуется с использованием щеточного и штрихового массажа ягодиц.
  • Наконец, проводится непосредственная тренировка рефлекса из положения на краю стола, со спущенными вниз ногами.

Полное завершение формирования рефлекса возможно лишь в случае появления лордоза в поясничном отделе, и разгибательного тонуса мышц таза.

Диагностика ДЦП

Как было сказано выше, отсутствие рефлекса Ландау является одним из сигналов возможного наличия ДЦП. Поэтому необходимо иметь представление о других признаках этой болезни.

В зависимости от степени поражения мозга ребенка симптомы ДЦП проявляются по- разному. Обобщая картину заболевания можно выделить следующие ключевые признаки патологии:

  • Напряжение (в том числе спазматическое) мускулатуры во всем теле.
  • Нарушения при передвижении.
  • Снижение подвижности.

Также признаки ДЦП варьируются в зависимости от возраста ребенка. Нужно учитывать, что эта патология не прогрессирует, ввиду точечности поражения участка мозга. Иллюзия ухудшения вызывается тем, что в разном возрасте симптомы могут быть менее заметны ввиду непосещения ребенком дошкольных учреждений и неумения ходить. Признаки болезни у грудничков разного возраста следующие:

  • У только родившихся детей признаками паралича являются нарушения движения. Так, малыш с ДЦП может шевелить конечностями лишь одной стороны тела, в то время как противоположные прижаты к туловищу. Возникают проблемы при повернуть голову или раздвинуть ножки ребенка. При попытке попасть сжатым кулаком в рот поворачивает голову в противоположную сторону.
  • В возрасте месяца ребенок с параличом, как правило беспокойный, не улыбается, не держит голову, не фокусирует взгляд на каком-либо одном предмете. Часто бывают, затруднены глотательный и сосательный рефлексы, происходят непроизвольные вздрагивания и судороги.
  • В возрасте трех месяцев у ребенка с ДЦП сохраняются врожденные (абсолютные) рефлексы которые должны были исчезнуть к этому возрасту. К таковым относятся ладонный, шаговый и другие подобные рефлексы. Ребенок по-прежнему не способен держать голову и не пытается переворачиваться.
  • В четыре месяца здоровое дитя активно двигается, улыбается, реагирует на мать. В то же время, ребенок с ДЦП вялый, часто держит предметы одной рукой.
  • В полгода здоровые дети чаще всего могут самостоятельно держать голову, ползать и переворачиваться, глотать с ложки и кружки, произносить отдельные слоги. У детей больных параличом наблюдаются проблемы с вышеописанными действиями, присутствует слабость, проблемы со сном, тревожность, повышенный тонус мышц.
  • В возрасте девяти месяцев ребенок больной ДЦП, в отличие от здорового, не в состоянии долго держать в руках предметы, не выказывает стремления к ходьбе, плохо сидит и часто валится на бок. В случае же нормального развития в этот период он самостоятельно двигается, пытается подняться, пытается произносить слоги и слова, назвать любимые игрушки.

При всем этом нужно четко понимать, что вышеописанные признаки не говорят о наличии у ребенка ДЦП со стопроцентной вероятностью. Однако их наличие явно свидетельствует о проблемах в развитии. Поэтому, при появлении указанных признаков нужно немедленно идти к врачу! К счастью, если верить статистике, больше половины вовремя выявленных и подвергнутых лечебным процедурам в первый год жизни детей с параличом способны устраивать обычную жизнь и почти не отличаются от сверстников.

Формы ДЦП

Степень поражения нервной системы может быть различна. Следовательно, проявления ДЦП могут быть абсолютно разными. В зависимости от клинической кратины выделяют несколько форм этой патологии:

  1. Гиперкинетическая форма. Если мышечный тонус ребенка в разное время различен, ему ставится этот диагноз. В обычном состоянии наблюдаются неловкие, и размашистые, подчас неконтролируемые движения. Встречаются нарушения слуха и речи. Умственная работа не нарушается.
  2. Атонически-астатическая форма. При этой форме мышечный тонус настолько низок, что ребенок не в состоянии сидеть или стоять. Развитие интеллекта происходит с задержками, часто диагностируется олигофрения. Этот вариант ДЦП развивается в случае поражения лобных долей и мозжечка.
  3. Спастическая диплегия. Самая распространенная форма. Работа мышц сильно нарушена. Ноги поражаются сильнее. Происходит деформация суставов и позвоночника. Отчетливо выражены нарушения речи, психики, зрения. Тем не менее, при своевременных и достаточных мерах реабилитации ребенок способен приспособиться к жизни в обществе.
  4. Спастический тетрапарез (тетраплегия). Вызывается поражением большинства отделов мозга. Наблюдаются паралич во всех конечностях, эпилепсия и нарушения умственного развития. Присутствуют проблемы со слухом, зрением и передвижением.
  5. Атактическая форма. Встречается редко. Проявляется в нарушении координации движений и удержании равновесия. Часто наблюдаются тремор и умеренная задержка умственного развития.
  6. Спастико-гиперкинетическая (дискинетическая) форма. В этом случае наблюдаются сочетание высокого тонуса мышц и неконтролируемых движений с различными формами паралича. Умственное развитие пошлностью соответствует возрасту.
  7. Гемиплегическая форма. Характеризуется параличом только одной стороны тела (т.н. гемипарез). Также наблюдается повышенный тонус мышц на пораженной стороне. Непроизвольные движения также встречаются. Наблюдаются нарушения в психическом развитии и эпилепсия.

Причины развития ДЦП

Главной причиной развития церебрального паралича у детей является патологические отклонения в развитии головного мозга. Существует множество факторов способных повлиять на формирование подобной проблемы. Вот некоторые из них:

  • Наличие инфекций в организме матери на протяжении всего периода вынашивания ребенка (чаще всего речь идет о токсоплазмозе, герпесе и т.д.).
  • Нарушение формирования головного мозга во время эмбрионального развития.
  • Несовместимость крови матери и ребенка, вызванная разностью резус-факторов. Вызывает гемолитическую болезнь новорожденных.
  • Кислородное голодание плода. Может вызываться неправильным положением плода, тяжелыми родами, обвитием пуповины вокруг шеи.
  • Соматические и гормональные болезни матери.
  • Затяжные и тяжелые роды, вызвавшие травмирование ребенка.
  • Поражение организма матери токсинами, болезнями, затрагивающими головной мозг ребенка.

Как правило ведущая роль в формировании паралича принадлежит кислородному голоданию в комбинации с остальными причинами, усиливающими его эффект.

Терапия ДЦП

Начинать лечение ДЦП нужно сразу после выявления болезни. Это поможет ребенку максимально адаптироваться к жизни в социуме. Лечение состоит из следующего комплекса мер:

  • Лечебная физкультура. Набор ежедневных физических упражнений, подбираемых вместе с врачом.
  • Массаж. Специальный массаж при ДЦП, выполняется только специалистом.
  • Медикаментозное лечение. При ДЦП применяются витаминные комплексы, препараты для улучшения обмена веществ, нейропротекторы (предотвращают повреждение нейронов) и препараты для расслабления мышц (миорелаксанты).
  • Логопедическая работа. Позволяет поставить речь ребенка.
  • Операции. Проводятся только в старшем возрасте, при безрезультативности других методов лечения. В основном операции проводятся для улучшения подвижности суставов.
  • Тейпирование. Использование специального пластыря. Он крепится на несколько дней для уменьшения боли и увеличения подвижности определенного участка тела.

Профилактика нарушений развития мозга

Исходя из вышеописанной картины детского церебрального паралича особенно актуальным становится вопрос профилактики подобных патологий. К сожалению, от несчастных случаев, вроде перетягивания шеи пуповиной или травмы при родах не застрахован никто, однако существуют меры, позволяющие уменьшить вероятность развития подобных патологий из-за факторов внешней среды.

  1. Обязательным для матери является здоровый образ жизни, включающий в себя правильное питание, достаточную физическую активность, гигиену, профилактику стрессов и заболеваний, отказ вредных привычек.
  2. Следует максимально оградить будущую мать от контактов с химикатами, при необходимости сменить место жительства на более благоприятное с экологической точки зрения.

Следование этим нехитрым советам позволит заметно повысить вероятность рождения на свет здорового ребенка.

Комментарии