Большая Москва: Филевская пойма

Более чем на 2,5 тысячи километров раскинулась Москва. Огромный современный мегаполис, с бесконечными потоками машин, вечно спешащий, постоянно в движении. Кажется, невозможно встретить в этом не засыпающем городе тихий патриархальный уголок. Окруженный с трех сторон водой и с четвертой отрезанный заводскими корпусами, притаился анклав в Филевской пойме.

Историческая справка

Впервые будущее Филевское владение Нарышкиных упоминается в летописях, датированных 1454 годом. Тогда в этом глухом месте располагался небольшой монастырь святителя Саввы. Рядом стояла мельница и два села. Одно из них - Ипское - образовало будущее владение.

В 1520 году Василий III пожаловал земли Мстиславскому. Владельцы практически не появлялись в своих землях. Местность немного оживала только во время царской охоты. Летом окрестные леса славились соколиной охотой, зимой брали медведя.

Только новый владелец Нарышкин с 1690 года стал обустраивать имение. Появился богатый деревянный хозяйский дом, выделяющийся часами с башней. Рядом был разбит большой сад, обустроено несколько прудов, построен каменный храм на Филевской пойме. Петр I пожаловал по тем временам очень крупную сумму, чтобы украсить внутреннее убранство здания. Лучшие мастера каменных дел трудились над храмом. Перед входом устроили каскад парковых газонов и прудов, спускающихся к реке.

Завод имени Хруничева

Только к XIX веку Филевская пойма стала пригородом Москвы. Богатое владение было раздроблено. Участки сменили хозяев. К Филям из Москвы подошла железная дорога. Жители поймы получили возможность ездить работать в город. Предреволюционный 1916-й стал годом рождения автомобильного завода в районе Филевской поймы. После Октябрьской революции новая Советская власть активно занималась индустриализацией страны. К 1927 году автомобильный завод переориентировался, началось строительство самолетов немецкой фирмы "Юнкерс". За последующие 8 лет Фили присоединились к Москве и стали крупным промышленным районом. Всю Отечественную войну авиационный завод не прекращал работу. Делались прославившиеся истребители И-4, ряд моделей бомбардировщиков и самолетов-разведчиков.

После войны было принято решение перепрофилировать завод на разработку новой техники. В 1960 году началась ракетная история предприятия.

Рождение микрорайона

Первоначально поле между Москвой-рекой и авиационным заводом было занято аэродромом. После прекращения выпуска самолетов и начала работы над ракетной техникой, аэродром потерял свое значение. Было принято решение о строительстве на его месте жилого микрорайона для новых специалистов завода. Филевская пойма стала перестраиваться под жилой район.

Вместо взлетно-посадочной полосы заложили бульвар, который стал центром строительства. Проходя с востока на запад, он завершается небольшой деревянной церковью во имя Серафима Саровского. Это, конечно, не величественный храм, построенный во времена Петра I, но в любом случае несет духовную жизнь району. Рядом возводится каменное строение храма Всех Святых.

К северу от бульвара, по излучине реки построено два современных микрорайона. Жилой комплекс «Ривер-Хаус», имеющий великолепные выходы к прибрежной полосе. Благодаря своей изолированности лесополоса вдоль берега имеет первозданный природный вид.

Как живет Филевский бульвар

Как уже упоминалось, с востока, запада и севера микрорайон окружает вода. На юге Филевский бульвар соединяется с улицей Мясищева и образует кольцо вдоль промышленной зоны. Дальше тянутся корпуса завода имени Хруничева. Единственная дорога, ведущая в большой город – Новофилёвский проезд. Общественный транспорт, который позволяет доехать до метро – автобус № 653 (метро «Фили»), № 152 (метро «Краснопресненская»).

Несмотря на свою удаленность от жизни большого города, старожилы поймы были не очень рады появлению современного микрорайона «Ривер-Хаус». Нагрузка на прибрежную зону возросла, Новофилёвский проезд не позволяет существенно увеличить пропускную способность для автомашин. Единственная поликлиника Филевской поймы расположена к югу от завода. Это создает определенные неудобства, особенно при резком увеличении количества жителей.

Будущее поймы

Если учитывать, что до Кремля от Филевской поймы всего 15-20 минут езды машиной, то ценность земли этого места очевидна. Экологически чистый район Москвы, рядом крупнейшая зона отдыха – Филевский и Ворошиловский парки. Проектом реконструкции города предполагалось, что вместе со строительством нового микрорайона будет проложена дорога по набережной Москвы-реки, район соединится с противоположным берегом мостом. Филевская пойма получит в 2020 году собственную станцию метро. Центробанк России должен был построить офисно-деловой центр вдоль бульвара. Через Москву-реку планировалось соорудить пешеходный мост и обеспечить выход к детскому парку чудес.

Пока все грандиозные планы остались только на бумаге.

Как доехать до большого города

Пока единственной дорогой остается Новофилёвский проезд и два маршрута общественного транспорта до метро. Правда в суровые зимы, когда лед по реке становится достаточно прочным, жители могут прогуляться до Карамышевской набережной. Пятьсот метров по льду и к услугам троллейбусы 43, 61, с автобусами 48, 294. Открывается связь со Звенигородским шоссе и дальше дорога на юго-запад.

Летом можно прогуляться по западному берегу реки до Филевского парка. Расстояние - немногим более километра от храма.

Москва - большой город. Здесь удивительным образом сосуществуют рядом тихие дворики и шумные трассы, каменные джунгли и спокойные зеленые микрорайоны. Филевская пойма - яркий пример таких контрастов.

Комментарии