Салическая правда
Салическая правда была создана в конце 5-го столетия. Содержание этого документа отражает существующий правовой и социальный строй, характеризующий переход первобытного общества в классовое, возникновение частной собственности и имущественного неравенства. Представляет собой сборник записей древних обычаев приморских франков, написанный на латыни. В нем содержатся судебные случаи, которые в результате многократного их повторения превратились в обычаи. Включает в себя Пролог, 65 титулов и Эпилог.
Салическая правда: общая характеристика
Сборник создавался как судебное руководство в деятельности судей. Он не включал в себя какие-то систематизированные правовые нормы, в нем содержались лишь конкретные казусы, взятые из жизни. Создание этого судебника, в котором были закреплены наиболее распространенные случаи, было необходимым, поскольку правовые обычаи могли варьироваться в зависимости от местности. Они были менее надежными.
Одна из главных задач Салической правды – защита частной собственности. Сборник содержит перечень преступлений и наказаний за них. Под преступлением (деликтом) понимался вред, обида, причиненные другому лицу, а также нарушение «королевского мира». А под наказанием понималась компенсация за преступление. Практически все виды наказаний были заменены на штраф. Главной его целью являлось предотвращение кровной мести. В Салическую правду включены также статьи, регулирующие гражданско-правовые отношения. Это ст. 46, регулирующая порядок перехода собственности, и ст. 49, закрепляющая порядок наследования.
Салическая правда: характеристика наказаний
В период создания сборника во Франкском королевстве проживало 8 групп населения. В зависимости от принадлежности человека (потерпевшего) к конкретной группе определялась степень наказания виновного. Наиболее распространенным наказанием являлся штраф, который считался итогом мирового соглашения между сторонами. Он подразделялся на две части – файд (сумма, передаваемая потерпевшему в качестве выкупа за кровную месть) и фредум (сумма, выплачиваемая за вмешательство государству). Также существовала реституция, то есть восстановление или возврат нарушенного, а также возмещение издержек.
Откупная цена за убийство человека называлась вергельдом. Так, жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Салическая правда приравнивала раба к вещи, его жизнь составляла стоимость коня или быка, то есть 30 солидов. Особая группа - полусвободные литы, которые находились в договорных отношениях с господином, участвовали в военных предприятиях и на суде, и в то же время их судили по таким же правилам, что и рабов - их жизнь оценивали в 100 солидов. Немалую сумму приходилось заплатить за убийство лиц духовного звания. Так, смерть священника оценивали в 600 солидов, а епископа - в 900.
Салическая правда, кроме обязательного возмещения ущерба, предусматривала и другие наказания. Например, в случае бегства виновный подлежал смертной казни с конфискацией имущества. В отношении рабов также применялись телесные наказания.
Предварительное расследование не проводилось. Судья ограничивался доказательствами, предоставляемыми сторонами. Широко использовался ордалий (суд божий). Применялись испытания огнем, железом и водой. В последнем случае обвиняемого связывали и бросали в реку. Если он тонул, его признавали невиновным. Другими видами ордалия являлись клятва и судебный поединок. Последний назначался в случае, если ответчик обвинял во лжи истца. В поединке крестьяне дрались на дубинах, а дворяне - на конях с оружием.
Салическая правда является важным документом для изучения существовавших отношений, это настоящая историческая находка, первоисточник, который заложил основу права феодального общественного строя в Европе.