Страны, входящие в ЕС - список, особенности и интересные факты
Европейская интеграция началась с Европейского объединения угля и стали, учредителями которого выступили Западная Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Основными задачами объединения было создание общего экономического пространства. В 1993 году транзитом через экономический союз был учрежден Европейский Союз, который подразумевал интеграцию всех остальных сторон жизни общества.
Коротко
К 1993 году страны, входящие в состав ЕС, как учредители новой организации, уже давно достигли высокой степени экономической интеграции, когда война между этими государствами была невозможна, ввиду ее полной экономической нецелесообразности. Между странами уже свободно перемещались граждане, товары, услуги и капиталы, и целью нового союза было согласование политической и денежных систем и создание наднациональной системы управления.
Европейский парламент, Европейская совет и Комиссия получили полномочия, которые страны, входящие в ЕС, делегировали этим институтам власти, в том числе права по мерам по охране окружающей среды, разработке индустриальной политики, исследований и разработок, и даже частично вопросы макроэкономики, бюджетной и денежно-кредитной политики. Однако, как расходовать средства бюджета, страны, входящие в ЕС, решают сами. Все стороны платят взносы в общий бюджет в соответствии со своим экономическим положением. За счет этих средств строятся дороги, финансируются исследования, субсидируются меры по защите окружающей среды и иногда выдаются кредиты. Сейчас в Евросоюзе 28 стран и есть еще 22 страны Европы, не входящие в ЕС.
Кто больше платит, тот и рулит
Германия, как самая богатая страна, больше всех и платит, ее взнос составляет более 23 миллиардов евро в год, обратно возвращается вместе с проектами чуть более 10 миллиардов. Несмотря на то, что Германия является самым крупным спонсором ЕС, многие политики, особенно из небогатых европейских стран, считают, что страна получила несоразмерно больше выгод по сравнению с понесенными затратами. Бедные страны, входящие в ЕС, список которых увеличился в несколько раз за счет Восточной Европы, имеют устойчивый торговый дефицит с Германией.
Страна является крупнейшим экспортером товаров, продавая в три раза больше, чем вторая страна по объему экспорта - Франция. Такое доминирующее экономическое положение дает возможность ФРГ часто диктовать свои условия в ЕС не только в экономике, но и в политике, социальной и миграционной сфере. Особое нарекание вызывает работа германских корпораций в странах, входящих в состав ЕС из Восточной Европы. Например, "Фольксваген" платит на своих заводах в Чехии только треть от заработной платы, которую платит в Германии. Что дало основание чешским политикам заявить, что к ним относятся как к европейцам второго сорта. Открытая миграционная политика в прошлом году вызвала общеевропейский кризис и на некоторых границах внутри Европы даже вновь появились пограничники.
Брекзит
Трудная история европейской интеграции Великобритании подходит к очередному циклу отдаления от континентальной Европы. В 2016 году чуть больше половины граждан королевства проголосовали за выход из Европейского Союза, основной причиной стало желание снизить поток мигрантов в страну и не участвовать в программах финансовой помощи бедным странам, входящим в ЕС.
Соединенное королевство приняли в европейское сообщество только с третьего раза, первые попытки были заблокированы ее историческим врагом Францией из-за того, что "некоторые аспекты экономики делают Великобританию несовместимой с Европой". Великобритания - вторая страна ЕС по валовому внутреннему продукту после Германии, третья по населению и первая по военным расходам. Взнос страны в общий бюджет составляет 13 миллиардов евро, обратно она получала около 7 миллиардов.
И теперь, пробыв 43 года в Евросоюзе, страна начинает трудные двухлетние переговоры о выходе из Евросоюза. За это время стране необходимо договориться с остальными двадцатью семью странами, входящими в ЕС, об условиях выхода и попытаться выторговать максимально возможные торговые преференции, чтобы смягчить последствия от потери свободного доступа на европейский рынок. Экономические последствия Организацией экономического сотрудничества и развития оценивает как замедление роста экономики в 3.2 процента ВВП к 2020 году.
Фрекзита не предвидится
Франция, стоящая вместе с Германией у истоков европейской интеграции, до сих пор является одним из главных бенефициаров от существования единого европейского экономического пространства. Эти две страны также больше всех влияют на вопрос - какие страны входят в ЕС и на каких условиях. Франция получает существенные преференции от внешней торговли и особенно от размещения предприятий в более бедных странах Евросоюза.
Французские предприятия в Восточной Европе в среднем зарабатывают по 10 млрд прибыли ежегодно, а те, что обосновались в Польше — 25 миллиардов. Во многом потому, что рабочие там получают почти на треть меньше, чем во Франции. В 1999 году государство вместе с 12 другими странами перешло на евро, однако его экономические и бюджетные показатели ниже, как и таких стран в зоне евро как Испания, Португалия, Греция, хуже, чем у Великобритании, Чехии, Дании и Польши, оставшихся верными своей национальной валюте.
Все спокойно в Датском королевстве
Единственная страна, вошедшая в состав ЕС только одной из трех своих частей, это Королевство Дания, конституционная монархия в которую входят три региона - Дания, Фарерские острова и Гренландия. В этом трио Дания отвечает за оборону, юстицию, полицию, денежную и внешнюю политику Королевства, остальные вопросы в рамках широкой автономии регионы решают сами. Интересно, что Фарерские острова, имеющие в королевстве статус самоуправляемого сообщества людей, играет в европейских футбольных турнирах как отдельная страна. Дания наряду с Великобританией, Ирландией и Швецией сохранила свою национальную валюту.
Вышеградская четверка
Четыре восточноевропейских страны - Польша, Чехия, Словакия и Венгрия - объединились сначала, чтобы лучше подготовиться к вступлению в Европейский Союз. Теперь они вместе борются с инициативами "больших братьев", которые, по их мнению, являются дискриминационными и направлены на сокращение финансирования из общего бюджета ЕС. Сейчас страны Восточной Европы получают инвестиции в размере 15-20% от ВВП.
Польша получила самую большую помощь от Европейского Союза -100 миллиардов евро до 2013 года и с 2014 до 2020 получит еще 120 миллиардов. Деньги потратили на строительство автомобильных и железных дорог, широкополосный интернет, исследования и поддержку бизнеса. Польша стала самой привлекательной страной для иностранных инвесторов. Поляки отличились и тем, что они стали первыми, на кого наложили санкции внутри ЕС за нарушение европейских ценностей.
Больше всего страны Вышеградской группы сплотились в борьбе против квот на мигрантов из Африки и Ближнего Востока, которых они должны были принять у себя. Венгрия даже ввела пограничный контроль на границах со странами ЕС, чтобы пресечь незаконную миграцию. Еще одна идея, против которой четверка активно протестует - "Европа разных скоростей", что "старые" страны-лидеры могут двигаться к большей интеграции быстрее, а остальные, как смогут будут догонять. Вышеградская группа недовольна, что вопрос, какие страны входят в ЕС, решался практически без них, при быстром расширении европейского объединения на Восток.
Бывшие соседи по стране
Прибалтийские страны уже четырнадцатый год в Европейском союзе, результат членства не очень утешительный. Страны остаются одними из самых бедных в Европе. Сельское хозяйство и промышленность переживает не лучшие времена, не сумев выдержать конкуренцию с глобальными корпорациями старой Европы. К тому же, при вступлении в союз пришлось не только отказаться от части политического суверенитета, но и ликвидировать целые отрасли, например, Литва осталась без атомной энергетики, закрыв Игналинскую АЭС, а Латвия отказалась от сахарной отрасли. Население стран быстро стареет, молодежь уезжает на заработки в более богатые европейские страны и не возвращается назад. Но, наверное, если бы прибалтийские страны не смогли бы вступить в ЕС, положение было бы намного хуже.
В Греции есть все, кроме денег
О том, что Греции в ЕС не "все сахар", весь мир узнал в 2015 году, когда в стране разразился финансовый кризис. До этого времени Греция получала кредиты, всего их набралось на 320 миллиардов евро, из которых 240 приходилось на программы помощи от Европейского Союза и Международного валютного фонда. И спокойно их проедала, а когда попросила финансовой помощи вновь, то получила ее только в обмен на всеобъемлющие реформы - пенсионной и налоговой, бюджетной и банковской сфер. В этом году страна должна завершить программу спасения и внешнего экономического надзора. Греция достаточно успешно провела реформы и стабилизировала свою финансовую систему.
Об остальных понемножку
В ЕС входят европейские страны, которые весьма условно делятся на северные богатые и южные бедные регионы. После вступления в Евросоюз все эти страны достаточно успешно провели реформы и адаптировались к жизни по общим правилам. О жизни этих стран в Евросоюзе мы слышим чаще всего, в связи с проблемами. Например, такими как банковский кризис на Кипре, хотя до этого там успешно прошла деофшоризация и теперь эта средиземноморская страна уже не рай для скрывающихся от налогов. Страны Европейского Союза с трудностями, но идут вперед и вместе к дальнейшей интеграции.