Срок ответа на обращение граждан в государственное учреждение

Срок ответа на обращение граждан – один из основополагающих элементов защиты прав граждан. Его значимость в том, чтобы исключить возможность игнорирования направленных писем, заявлений и жалоб. Выход чиновника за рамки отведенного времени на рассмотрение документов дает право использовать иные средства защиты.

Нормативное регулирование

Право на обращение – одно из прав, данных Конституцией. Нельзя сказать, что оно является чем-то новым. В международных документах отмечается важность его соблюдения. Например, в декларации прав человека 1948 г. и в Пакте о гражданских и политических правах от 1966 г.

Их положения частично отражаются в федеральном законе, непосредственно посвященном порядку подачи и рассмотрения обращений. В нем затрагивается и вопрос срока ответа на обращения граждан. Закон служит базой для нормативных документов, регулирующих общение людей с чиновниками и органами власти. Почти в каждом учреждении принят документ, в котором установлен порядок работы с письмами от граждан. Издаются приказы о передаче полномочий сотрудникам. Наверное, многие сталкивались с отделами по работе с обращениями граждан. Иногда данная работа возлагается на одного из сотрудников.

В законе отмечается, что иными законами может предписываться иной порядок принятия решений по обращениям граждан.

В чем значение срока ответа на обращение граждан

Во-первых, исключается возможность игнорирования писем, во-вторых, запоздалая реакция на поступившие документы может привести к потере смысла обращения к чиновникам, либо степень серьезности нарушений возрастет. В-третьих, упорядочивается режим работы органов власти.

На кого распространяется закон

Согласно ст. 1, нормативный акт распространяется на отношения граждан, объединений граждан с чиновниками, а также юридических лиц с органами власти и чиновниками. Организации или лица, не имеющие отношение к реализации государственных полномочий, подчинены этому закону. Это касается и срока ответа на обращение граждан.

Немного о терминологии

Каков срок ответа на обращение граждан? Статьей 12 предписано рассматривать их не позже 30 дней.

Заявление по вопросам миграции, направленное высшему должностному лицу региона или органа исполнительности власти, должно рассматриваться не более 20 дней.

Должностное лицо вправе увеличить время, отведенное на рассмотрение документов на 30 дополнительных дней.

В других законах и нормативных актах, затрагивающих рассмотрение заявлений и жалоб, допускается принимать иные правила, в частности, сроки рассмотрения.

Правила отсчета времени

В законе отмечается, что течение времени начинается с момента регистрации заявления. Если бумаги принесли лично, необязательно, что их сразу же впишут в журнал входящей документации. На копии заявления поставят дату принятия и роспись уполномоченного лица.

Если бумаги от заявителей передаются с помощью почты, предполагается два варианта:

  • их забирают из отделения почты представители организации после того, как получат извещение о приходе корреспонденции;
  • их приносят в учреждение непосредственно сотрудники почты.

Первый вариант плох тем, что письма долгое время хранятся на почте, а потом передаются обратно отправителю. На регистрацию отводится не более 3 дней. Если документы требуется передать в иной орган, время их передачи не должно затягиваться более, чем на 7 дней. В новом месте отсчет времени начинается заново.

Срок ответа на обращение граждан по электронной почте дается тот же, что и в случае отправки письма. Исключения могут прописываться во внутренних регламентах организаций. Надо сказать, что с использованием цифровых технологий скорость обработки документов увеличивается.

Исполнительные органы власти

Срок ответа на обращение граждан в администрацию прописан согласно ст.12 обсуждаемого закона. Администрация - основной орган, к кому он обращен. Речь идет как о ней, так и об иных органах – разного рода управления, структуры, не являющиеся формально подразделением администрации.

На деле время, затрачиваемое на обработку писем от граждан, превышает отведенные лимиты времени.

Приставы

Срок ответа на обращение граждан к судебным приставам регулируется двумя нормативными актами. Один из них – закон об обращениях, а второй – закон, регулирующий исполнительное производство.

В первом случае действует тот же отрезок в 30 дней, во втором - время, отведенное на использование полномочий, определяется уже профильным законом.

Например, срок хранения заявления об открытии производства в канцелярии не может превышать 3 дней. Тот же срок отсчитывается с момента передачи документов, чтобы принять решение об открытии производства или отказать в этом. В законе прописан порядок и временные ограничения передачи жалобы на пристава (10 дней).

Особенности работы прокуратуры

Срок ответа на обращение граждан в прокуратуру регулируется законами и документами, принятыми самой прокуратурой. Принято специальное положение.

Если жалоба не касается уголовного дела, то на ее разрешение дается 15 дней. Если же надо истребовать документы, провести дополнительное изучение обстоятельств, то разрешено ответить через 30 дней после регистрации бумаг. В остальном же сроки разбирательств обращениям от граждан те же.

Управляющие организации

Регулирование деятельности компаний в области ЖКХ обеспечивается специальными нормативными актами. В частности, правилами оказания коммунальных услуг от 2006 года, принятыми постановлением Правительства.

Срок ответа на обращение граждан в управляющую компанию предписан в частности, данными правилами. Отрезок времени, данный на решение вопроса, предусмотрен почти для каждого случая.

Например, на передачу информации дается 5 дней, на принятие претензии или отказа в ее рассмотрении – 2 дня с мотивировкой отказа. Длительность рассмотрения претензии не может превышать 20 дней.

Коммерческие организации

Срок ответа на обращение граждан в банк регулируется тем же законом. Высказывания о том, что он не действует в отношении негосударственных организаций. Если банк или другая организация задерживают с выдачей ответа, имеет смысл обратиться в прокуратуру – она отвечает за контроль над порядком рассмотрения граждан.

ЦБ вмешивается, если дело связано с непосредственным оказанием услуги финансовыми организациями.

Комментарии