Жизненные циклы человека: определение, понятие, разделение на этапы, периоды развития и спада и правила расчета

Каждый из периодов жизни человека называется возрастом или циклом развития. Наступление определенного цикла сопровождается рядом изменений и физиологического, и психологического характера. Такие периоды являются достаточно длительными, и на каждом из них перед человеком стоят различные важные задачи.

Особенности выделения возрастных этапов

Выделение жизненных циклов человека претерпевало преобразования с течением времени. Оно является культурно-зависимым, так как напрямую определяется тем подходом, который существует по отношению к установлению определенных возрастных рамок в той или иной социальной среде. Например, И. С. Кон подчеркивал, что для того, чтобы разобраться в определении категории возраста, прежде всего следует уметь разграничивать основные системы отсчета, в которых описывается отдельно взятый цикл. Вне связи с такими системами отсчета выделение жизненных циклов человека не имеет смысла.

Системы отсчета жизненных циклов Кона

Первой из таких систем является индивидуальное развитие, иначе называемое онтогенезом. Данная система отсчета позволяет задавать определенные единицы деления – например, стадии развития индивида, возраст жизни. Она концентрируется на возрастных свойствах определенного жизненного смысла человека.

Вторая система отсчета представляет собой все те процессы, которые непосредственно связаны с возрастом. Она позволяет задать такие единицы деления, как возрастные группы или поколения. Одно из основных задаваемых ею направлений являются групповые различия.

Третьей системой отсчета являются определенные представления о возрасте в социальной среде, культуре. Взгляды на возрастные изменения различаются от одного общества к другому и могут восприниматься отдельными экономико-социальными и этническими группами по-разному.

Младенчество

Первый жизненный цикл человека носит название младенчества. Это совершенно особая пора для ребенка. Социальная ситуация на данном этапе состоит из двух моментов. Первый из них заключается в том, что младенец является совершенно беспомощным созданием. Он не может без помощи взрослого удовлетворить даже простейшие биологические потребности. Жизнь его целиком зависит от того взрослого, который отвечает за уход за ним. Именно взрослый – чаще всего мать – заботится о питании, передвижении в пространстве и даже переворачивании с боку на бок. Подобная опосредованность позволяет считать, что в течение данного жизненного цикла человек является полностью социальным существом – его отношение к окружающему миру изначально является социальным.

Как общается младенец

Но даже будучи вплетенным в социальную систему, младенец лишен главного инструмента общения – речи. Вся организация жизни ребенка принуждает его максимально общаться со взрослым, и притом бессловесным образом. Между максимальной вовлеченностью в социум и минимальными возможностями общения и закладывается база для всего дальнейшего развития. Начало такого жизненного цикла человека, как младенчество, по времени совпадает с завершением кризиса новорожденности. Здесь поворотный пункт находится между вторым и третьим месяцами. В психологии имеется термин «комплекс оживления», который включает в себя три основных компонента – это улыбка, различные вокализации и комплекс двигательных реакций.

В течение последующих месяцев происходит дальнейшее развитие крупной и мелкой моторики. Начиная с 9 месяцев ребенок начинает ползать на четвереньках, удерживая туловище в горизонтальном положении.

Если на данном этапе жизненного цикла человека младенец будет лишен общения либо ограничен в общении со взрослыми, у него развивается глубокая психическая отсталость, проявляющаяся в позднем развитии движений, особенностях ходьбы. Резко отстает умственное развитие. В науке этот феномен получил название госпитализма.

Раннее детство

Данный этап жизненного цикла человека охватывает диапазон от 1 до 3 лет. В этот период социальная ситуация развития меняется. Ребенок проявляет все больше самостоятельности и начинает пользоваться общением со взрослым в качестве способа познания предметного мира. Ситуация неразрывного единства матери и ребенка (по Выготскому, «Мы») постепенно разрушается.

Социальная ситуация на данном этапе – это ситуация партнерской деятельности ребенка и взрослого. Главные достижения во время этого жизненного цикла жизни человека таковы:

  • овладение своими движениями, телом;
  • освоение речи;
  • развитие навыков взаимодействия с предметами.

Постепенно ребенок переходит от совместного исполнения определенных манипуляций с предметами к самостоятельному. А внутри деятельности с предметами зарождаются новые виды. Это игра и продуктивная деятельность.

Дошкольный возраст

Следующая стадия жизненного цикла человека продолжается от 3 до 7 лет. Именно на этом этапе закладывается тот фундамент, на котором будет в дальнейшем выстраиваться личность человека. В дошкольном возрасте интенсивно развивается психика, память, особенности мышления. Начинает формироваться самооценка.

Ребенок становится более самостоятельным, вступая в этот жизненный цикл развития человека. Психология детально изучила этот этап, и одной из выявленных исследователями особенностей является постоянное произнесение двух фраз. Это «Почему?» и «Я сам». Родителям в это время необходимо запастись терпением, ведь ребенок начинает осваивать окружающий мир.

Память у ребенка в этом возрасте непроизвольная. Он намного лучше запоминает ту информацию, которая вызывает у него эмоциональные переживания. Например, ребенок лучше запомнит яркий рекламный ролик, нежели скучные и монотонные наставления родителя – такова особенность психики на данном жизненном цикле человека. Психология ребенка неразрывно связана в это время с развитием мышления. Если в возрасте 3-4 лет он сначала делает что-либо, а затем думает, то к 5 годам происходит наоборот.

Школьный возраст

Данный этап характеризуется продолжением физического и психического развития. В это время интенсивно развивается мышечная система, быстрее происходит рост, стремительно меняются пропорции тела и формируются вторичные половые признаки.

В младшем школьном возрасте природа делает акцент на развитии мышечной системы, увеличении роста и преобразовании телесных пропорций. В период старшего школьного возраста у девочек (приблизительно с 10-12 лет) и у мальчиков (с 12-14 лет) начинается пубертатный период. Таким образом, эти жизненные циклы развития человека наслаиваются друг на друга. На средний и старший школьный возраст одновременно приходится период полового созревания.

Подростковый возраст

Следующий этап является переходным между детством и взрослой жизнью. Подростковый возраст длится между 13 и 19 годами. Но изменения в психике и организме могут начаться значительно раньше – в возрасте 9-12 лет.

Наиболее чувствительным является возраст 11-13 лет. В это время подростки нередко стыдятся сами себя, совершают нелепые движения, от смущения закрывают лицо волосами и стараются всячески скрыть свою застенчивость.

В этом возрасте подросток нередко дезориентирован. Он впервые ставит перед собой вопросы независимости, становления личности. Подростки нередко сталкиваются с трудностями в школе, стоят перед серьезным выбором в вопросах алкоголя, наркотиков или здорового образа жизни. Огромная значимость придается романтическим увлечениям и участию в подростковых сообществах.

Юность

За подростковым возрастом следует юношеский, который длится до 23 лет. На этот возраст также приходится немало критических событий социального характера. Молодой человек получает паспорт, наступает уголовная ответственность, возникает возможность заключения брака. В данном возрасте перед ним стоит задача выбора профессии. Многие юноши и девушки в это время начинают трудовую деятельность. Происходит расширение временных рамок. Главным измерением становится будущее. Человек определяет свой жизненный путь.

Молодость

Данный период охватывает время завершения юности и длится приблизительно до 30 лет. В этой время человек начинает утверждаться во взрослой жизни, в профессии. Один из важнейших моментов в это время – выбор спутника жизни и заключение брака. Обычно на данном этапе организм женщины более всего готов к рождению ребенка, поэтому во многих семьях начинают появляться дети.

Создание семьи крайне важно для развития личности. Во многом от того, каким образом складывается семейная жизнь, зависит и уровень общего развития человека – его духовный рост, развитие в профессии. Неудачный брак нередко тормозит профессиональное развитие, негативным образом сказывается на взаимоотношениях с противоположным полом.

Зрелость

Полный жизненный цикл человека включает в себя и период зрелости. В это время развитие приобретает новый вектор: теперь оно в большей степени обусловлено не физическими изменениями, а умственным совершенствованием. Человек в этом возрасте способен приспосабливаться к новым условиям, позитивным образом разрешать имеющиеся в его жизни трудности и противоречия. Многие успешно преодолевают психологическую зависимость от других людей, обретают способность брать на себя ответственность во многих жизненных сферах.

Развиваются позитивные черты характера – твердость, надежность, умение сострадать. В Древней Греции данный возраст назывался «акме», что означает «вершина». Называется акмеологией и наука, изучающая зрелый возраст. Данная дисциплина относится к возрастной психологии. Полный жизненный цикл развития человека состоит из разных этапов, но именно в этом возрасте человек обретает истинную зрелость. Добродетелью каждого психологически зрелого человека является «работа и забота». Если же личность не желает трудиться, или же успокаивается в отношении какой-либо жизненной сферы, то наступает деградация.

Преклонный возраст

Начинается приблизительно с 61 года. Главная задача человека заключается в том, чтобы достичь полноты своего «Я», уверенности в смысле своего существования. Если основные задачи на предыдущих возрастных этапах не были разрешены, то старость может сопровождаться ощущением разочарования и страхом перед смертью.

Социальная ситуация личностного развития связана с отходом от активного участия в жизни социума – уходом на пенсию. Постепенно происходит удаление пожилого человека от общества, спад коммуникативной функции и сосредоточение на своем внутреннем мире.

Жизненные циклы человека по дате рождения

Встретить понятие жизненных циклов можно не только в психологии, но и в нумерологии. Данная сфера не является научной, хотя и привлекательная для многих. В нумерологии выделяется три основных периода:

  • Первый – время становления под воздействием воспитания. Число первого периода рассчитывается в соответствии с числом месяца рождения. Январь – число 1, февраль – число 2 и т. д.
  • Второй – период максимальной сосредоточенности на работе, проявления творческих способностей. Число рассчитывается посредством дня рождения. Если оно превышает 12, то следует сложить цифры. Например, человек родился 18 числа. Его число этого цикла – 1+8=9.
  • Третий – время развития личности в мировом обществе. Вычисляется путем приведения к однозначной форме или числу 11 или 12 года рождения. Например, год рождения 1995. Число периода: 1+9+9+5= 24; 2+4=6.

Значения периодических циклов таковы:

  • 1 – отличное время для проявления индивидуальности, крайне интенсивный период;
  • 2 – время медленного и спокойного развития;
  • 3 – этап творческого самовыражения;
  • 4 – период упорного и тяжелого труда;
  • 5 - время свободного творчества, перемен;
  • 6 – на данном этапе стоит посвятить время семье;
  • 7 – период философского переосмысления жизни;
  • 8 – время финансовой независимости;
  • 9 – этап, когда следует заботиться об окружающих;
  • 10 – человеку следует проявить максимум целеустремленности;
  • 11 – этап, когда общение с другими наиболее приятно и эффективно.

Комментарии