Синтез в психологии – это... Значение, определение и анализ
Под синтезом обычно понимается объединение двух или более уже существующих элементов, в результате чего получается совершенно новое творение. Сам термин является широким по смыслу и может применяться к физическим, идеологическим и даже феноменологическим сущностям.
"Синтез в психологии – это ... (определение)
В диалектике синтез является конечным результатом попыток примирить врожденное противоречие между тезисом и антитезой. Наряду с аналогичной концепцией интеграции синтез, как правило, считается важным элементом современной философии, психологии и многих других наук. Это та часть, которая объединяет разрозненные элементы в единое целое.
Синтез в психологии – это признание черт, импульсов и отношений полной вещи или это процесс, в котором несколько биохимических составляющих образовываются в одну. Трудно распознать синтез человека, особенно если он имеет разные черты, импульсы и установки в разных ситуациях.
Подсознательное восприятие
Анализ и синтез в психологии являются видами мышления, при этом важную роль играет подсознательное восприятие, подразумевающее возможность того, что информация, которая сознательно не зарегистрирована, может оказывать влияние на последующие мыслительные процессы. Примерами могут служить слова или изображения, представленные быстро, неясно, тихо, загадочно или вне фокуса внимания, так что они не регистрируются сознательно.
Анализ путем синтеза
Любой стандарт управления данными, который постулирует, что процедуры, управляемые данными и управляемые идеями, фактически участвуют в признании и понимании стимулятора чувств. Индивидуум сначала изучает осязаемые особенности и компонентные аспекты стимулятора, а затем решает, какие данные важны, и компилирует их во внутреннюю интерпретацию или понимание того, что стимулятор может быть на самом деле.
Данная интерьерная интерпретация контрастирует с введением стимулятора. После этого, если они похожи друг на друга, можно сказать, что стимулятор признан, но если нет, другие интерпретации должны быть составлены и рассмотрены до тех пор, пока не будет обнаружен похожий стимулятор. Что такое анализ путем синтеза? Воображаемое существование "количества" в психологии является предпосылкой для измерения.
Любой человек (исследователь или субъект) может представить однородные понятия как величины (покраснение, громкость или тяжесть различного рода объектов или событий). И наоборот, разнородные понятия могут быть объединены с воображаемыми величинами, такими как интеллект или личность, которые построены из согласованных наборов теоретических концепций. Измерения в физике, психофизике и психологии будут рассматриваться сравнительно по-разному.
Когнитивная психология
В своей влиятельной книге "Когнитивная психология" (1967) Ульрик Нейссер предположил, что вся идея "фильтра" ошибочна. Это было бы слишком скучно, если когнитивная система сидит и получает информацию, не ища ее. Если мы рассматриваем мыслительный процесс как конструкцию, то избирательное внимание является результатом того, что мы ищем, а не того, что мы не можем отфильтровать. Нейссер назвал этот анализ синтезом. Он объяснил анализ моделью синтеза – аналогией.
Приведем пример синтеза в психологии. Если мы видим человека, собирающего яблоки в саду, мы предполагаем, что его деятельность определяется тем, что он ищет (спелые яблоки), а не тем, что он отфильтровывает или не выбирает (незрелые яблоки, листья, веточки, ошибки и т. д.). Мы делаем это предположение, потому что мы признаем, что сбор яблок является целенаправленной деятельностью. Если внимание также рассматривается как целенаправленная деятельность, то проблема избирательного внимания – это проблема объяснения того, что включено, а не того, что оставлено.
Как анализ по синтезу справляется с феноменом коктейльной вечеринки? Предположим, вы находитесь на вечеринке, напрягаясь, чтобы обратить внимание на то, что человек перед вами говорит. Это целенаправленная деятельность. Вы пытаетесь построить значения, которые приходят от этого человека, используя информацию о направлении, которая помогает вам настроиться на голос. Вы игнорируете все другие разговоры, потому что они не имеют отношения к вашей цели, но не потому, что какой-то фильтр удаляет их.
Ваше внимание – это акт позитивного отбора или синтеза, а не акт негативного отбора или фильтрации. Все, что не входит в ваш синтез, игнорируется, за некоторыми исключениями, например, когда наш взгляд обращен к движению в периферийном зрении или когда наше внимание активируется путем называния нашего имени. Информация, которая кажется "отфильтрованной", – это просто то, что не "настроено".
Что такое концентрация?
Одной из особенностей мышления является концентрация, очень сфокусированная форма внимания. Люди с большими способностями концентрации игнорируют все отвлекающие факторы, потому что они не способствуют достижению их целей. Однако в мыслительный процесс допускаются детали, которые могут оказать благоприятное влияние.
Анализ и синтез: два ключевых подхода
Анализ сосредотачивается на компонентных частях ситуации, в основе признания различий между вещами. Процесс анализа – это процесс разбора чего-то и признания различий между частями, а также определения того, чем эти элементы занимаются. В конце концов, части воссозданы для того, чтобы понять целое. Часто в этом процессе предполагается, что целое будет таким же, как и сумма его частей. То есть свойства целого определяется свойствами частей.
Аналитическое мышление было чрезвычайно полезно для решения широкого круга проблем, которые имеют четкие причины. Например, большинство достижений в области здравоохранения было достигнуто в результате выявления простых причин многих заболеваний: вирусных и бактериальных переносчиков, дефицита питательных веществ, генетических мутаций и так далее.
Аналитическое мышление набирает обороты со времен Просвещения, когда произошел настоящий сдвиг против мистики, суеверий и традиций как основных способов мышления о мире и о том, что мы в нем делаем. Период, в течение которого произошел этот сдвиг в мышлении, это конец семнадцатого и начало восемнадцатого века, который также назывался "веком разума". Этот век способствовал использованию логики и рациональности.
"Теория всего"
Люди, которые предпочитают аналитическое мышление, продвигают идею о том, что большинство вещей могут быть "сведены" к атомистической интерпретации, в конечном счете подразумевая, что основной общий знаменатель анализа физика сможет объяснить, как все кругом работает. Неудивительно, что именно физики придумали термин "теория всего" – поиск единой модели для объяснения всех фундаментальных взаимодействий природы.
Отличным примером области, где аналитическое мышление терпит неудачу, является понимание человеческих эмоций. Следующая Цитата из книги Джамшида Гараедаги (Gharajedaghi, 2006) о системном мышлении прекрасно иллюстрирует проблему: "Я могу любить, но ни одна из моих частей не может любить. Если ты разделишь меня, феномен любви будет потерян."
Синтез: целостное мышление
В психологии синтез – это построение целого из разрозненных частей; целого, которое сначала может быть совершенно неясным, потому что иногда это целое имеет свойства, которые не могут быть объяснены, глядя на части. Для того чтобы синтезировать разные вещи, нужно определить, какие сходства существуют в двух и более различных ситуациях, например, рассмотреть живые организмы. Как можно отличить живое от неживого?
Нет единого механизма, определяющего, что является живым, а что нет. Мы не можем объяснить жизнь, "разорвав ее на части", а затем воссоздав ее. Тем не менее мы, кажется, можем легко отличить живые существа от неживых. Поэтому синтез заключается в понимании текущих процессов, которые создают узнаваемые модели поведения.
Если человек сталкивается с различными ситуациями, которые производят общий шаблон, он может затем пометить этот общий шаблон и использовать эту метку снова и снова. Справиться или выжить в новых ситуациях, с которыми мы раньше не встречались, зависит от нашей способности синтезировать. Мы можем сделать это быстро и эффективно, если признаем общность с предыдущими ситуациями. Этот вид синтеза явно помогает и ускоряет процесс обучения, и является мощным инструментом в выживании в меняющемся мире.
Многие "целые" могут быть поняты только путем определения их роли или функции в "большом целом" (контексте или среде), которая их содержит. Я называю дуб и черного дрозда "живыми", понимая, что существует модель "живого" поведения в каждой из двух различных сущностей, в "большом целом" экологической системы или экосистемы, в которую они оба встроены.
Пример синтеза и анализа из животного мира
Метод синтеза в психологии часто пересекается с анализом. Возьмем для примера льва. Аналитическое мышление предполагает, что Лев в зоопарке такой же, как лев в дикой природе, потому что это один и тот же тип живого существа. Но целостное мышление показывает, что роль льва как части экологии саванны сильно отличается от роли льва как части зоопарка.
Изучение этого хищника в его "большом целом", то есть в зоопарке, мало что расскажет вам о львах в дикой природе. Анализ говорит вам, что львы в зоопарке и львы в дикой природе могут быть биологически идентичны, но синтез скажет вам, что животное в зоопарке не то же самое, что животное в его естественной среде обитания. Эти два подхода могут привести к двум различным выводам. Например, по мере того как изучение поведения животных больше фокусировало на их действиях в пределах их естественных сред обитания, мы устойчиво пересматривали вверх нашего понимания животного разума.
Другие виды мыслительных операций
Для решения задач человек использует множество мыслительных операций. Помимо анализа и синтеза, это еще обобщение, сравнение и др. Без них невозможна познавательная деятельность, обучение, продуктивное мышление в целом.
- Анализ – распределение целого на отдельные элементы, вычленение отдельных признаков, свойств, качеств.
- Синтез – это в психологии объединение частей в целое на основе смысловых связей.
- Сравнение – сопоставление предметов или явлений друг с другом с целью поиска схожих черт и различий.
- Обобщение – объединение различных объектов в одну группу на основе общих признаков.
- Конкретизация – наполнение чего-то обобщенного подробностями и деталями.
- Аналогия –- это перенос знаний об одном предмете на другой с целью пояснения той или иной интерпретации.
Эти операции являются незаменимыми в процессе обучения, для поиска и усвоения новых знаний. Часто человек использует их неосознанно и интуитивно, на подсознательном уровне.