Маракас - мексиканский музыкальный инструмент
Маракасы (мараки) – старинный ударный инструмент аборигенов тропических островов. Очень высокую популярность мексиканские музыкальные инструменты получили среди населения Центральной Америки.
Конструкция
Изначально погремушки-маракасы делались исключительно из плодов калебасового дерева, известного также как дерево игуэро. Поспевшие плоды срывают, делают в них отверстие, удаляют мякоть, насыпают измельченную гальку, после чего прикрепляется рукоять и, собственно, музыкальный инструмент готов. Примечательно, что используются только плоды малых размеров и правильной формы. Эти мексиканские музыкальные инструменты внешне весьма похожи на банальную детскую игрушку. В ходе своей старинной истории визуально маракасы не слишком претерпели изменения, зато их популярность во всем мире выросла многократно. Корпус окрашивается в яркие цвета, иногда в нем вырезается рисунок. Имеет округлую или же овальную форму. Современные инструменты делают не только из плодов горлянкового дерева, но и из кокосовых орехов, металла, пластика, сплетенных прутьев, кожи и тыквы. Наполняют мараки горохом, дробинками, бобами, семенами, мелкими камнями, бусинами. Рукоять, как правило, либо деревянная, либо пластиковая. Делают ее закручивающейся, что позволяет музыкантам самостоятельно регулировать тональность и громкость каждого инструмента, добавляя или же высыпая наполнитель. Маракас деревянный или пластмассовый - это всегда парный инструмент.
Использование
Португальская, бразильская, португальская, индейская, мексиканская музыка и большое разнообразие стилей (сальсу, босанову, самбо, румбу, ча-ча-ча, меренге и другие) невозможно представить без звучания маракасов. Любой музыкальный коллектив, играющий латиноамериканскую музыку, среди прочих инструментов обязательно имеет в своем арсенале мараки. Они нередко используются и в симфонических оркестрах для придания колорита отдельным произведениям. Звучание маракасов присутствует в музыке таких групп, как Monkees, Led Zeppelin и The Rolling Stones. И именно эти мексиканские музыкальные инструменты - первое, что дети используют во время своих первых шагов в музыке, применяя их на праздниках в детских дошкольных учреждениях.
История
С самых древних времен человек использует музыкальные инструменты, в том числе и ударные, среди которых и мексиканские музыкальные инструменты. Вполне вероятно, что среди них было и некое подобие погремушки – прототип современных мараков. Доподлинно неизвестно, где и как возник этот инструмент. Но существуют две теории его происхождения. По первой версии маракасы обозначились у индейских народностей таино и аравак, населявших территории современных Кубы, Пуэрто-Рико и Ямайки. Судя по другой теории, мараки были привезены в Кубу из Африки еще в колониальные времена. Хотя есть данные, что инструмент из Центральной Америки упоминался в XV веке, и существовал параллельно со своим «родственником» из Африки. Непосредственно в Россию эти мексиканские музыкальные инструменты привез в первые годы XX века Сергей Сергеевич Прокофьев из своей поездки в Париж. Он их использовал в некоторых своих произведениях, например, в балете «Ромео и Джульетта». В свои произведения включали мараки и другие композиторы: Леонард Бернстайн, Малкольм Арнольд и Эдгар Варес.
В нашем языке определение этих мексиканских музыкальных инструментов употребляют неверно, заимствовав испанское слово во множественном числе (maraca, maracas – множественное число). Верной формой будет «марака» - слово женского рода в единственном числе.