жизненный цикл товара

Успешное производство и сбыт товаров зависит от многих факторов, начиная стоимостью сырья и заканчивая качеством рекламы. Для того чтобы продвигать товар на рынке и получать от этого максимальную прибыль, необходимо знать, что такое жизненный цикл товара и как им управлять.

Для начала хотелось бы определить, что такое товар. Экономисты характеризуют его как абсолютно любую вещь, участвующую в, своего рода, обмене на иные вещи, в том числе денежные средства.

Жизненный цикл товара – это отрезок времени, за который товар проходит определенное количество стадий, от разработки, появления на рынке, до полного ухода с него. Стоит отметить, что в некоторых случаях, попав на рынок, товар не продается, и его перестают выпускать. В такой ситуации жизненный цикл товара равен нулю.

Существуют определенные критерии, по которым определяют, на какой стадии в данный момент находится товар:

Исходя из наличия и величины каждого показателя, выделяют 4 этапа жизненного цикла товара. В разных источниках они могут иметь разные названия, но, по сути, ничем не отличаются.

  1. Внедрение. Покупатели оценивают качество нового товара, цену и т.д. Как правило, объемы продаж небольшие и растут достаточно медленно. Этому периоду характерна некоторая убыточность, так как затраты превышают прибыль.
  2. Рост. Потребители активно покупают товар. Прибыль начинает заметно расти.
  3. Зрелость. Самый стабильный период. Темпы рота объемов продаж замедляются. Товар завоевал свое место на рынке и постоянных покупателей. Прибыль, как правило, стабильно высокая. В это период особенно опасно появление конкурентных товаров.
  4. Спад. Уменьшается прибыль и объемы продаж. Без каких-либо экстренных мер (реклама, изменение упаковки, скидки и т.д.) товар вскоре придется изъять из обращения.

Концепция жизненного цикла товара сформирована в 1965 году известным экономистом из Америки Теодором Левитом. Им впервые были четко описаны причины, по которым любому товару приходится уходить с рынка:

  1. Благодаря развитию науки, новым веяниям моды товар теряет актуальность и на смену приходит более новый, усовершенствованный.
  2. Жизненный цикл товара делится на несколько периодов, каждый из которых решает определенные задачи, проблемы.
  3. Каждой стадии также характерен определенный уровень прибыли.
  4. Существуют конкретные стратегии в области производства, финансов, маркетинга, управления персоналом, характерные для каждой конкретной стадии жизненного цикла товара.

Зачастую, объем продаж зависит не столько от качества товара, сколько от грамотных и продуманных маркетинговых стратегий. С их помощью можно увеличить жизненный цикл товара и получить желаемую прибыль.

На первом этапе (внедрение) главная задача для любой фирмы – проникновение на рынок. Учитывая уровень цены и активность продвижения можно использовать следующие стратегии:

  1. Медленное проникновение – низкая цена, продвижение неактивное.
  2. Быстрое проникновение – низкая цена, активное продвижение.
  3. Быстрое снятие сливок – цена высокая, продвижение очень активное.
  4. Медленное снятие сливок – цена высокая, продвижение неактивное.

На втором этапе (рост) фирма стремится укрепить позиции товара и по возможности завоевать новые территории. Эффективными будут следующие стратегии:

  1. Новая реклама.
  2. Повышение качества товара, модернизация.
  3. Выпуск сопутствующих товаров, расширение ассортимента, разработка новых моделей.

Третий этап (зрелость) предполагает получение максимальной прибыли. Этому периоду характерно следующее:

  1. Борьба с конкурентами.
  2. Получение максимальной прибыли.
  3. Увеличение объемов производства.
  4. Увеличение наценок.

Четвертый этап (спад) является заключительным. Товар может быть оставлен, если это необходимо для продвижения чего-то нового. Возможны следующие стратегии:

  1. Сокращение инвестиций либо отказ от производства убыточного товара.
  2. Увеличение инвестиций для укрепления своих позиций на существующем рынке.
  3. Отказ от производства старого товара, продажа основных средств и получение прибыли.

Комментарии