Методика числовых рядов для диагностики способностей к математике и расчета продуктивности запоминания
Методика закономерности числового ряда - это тестирование, которое позволяет определить способности человека к устному счету, логическому мышлению и математическим вычислениям. Диагностика основана на установлении закономерности расположения чисел в ряду и подборе одного или нескольких чисел, которые должны логически продолжить последовательность.
Методика числовых рядов впервые была опубликована в "Альманахе психологических тестов", Москва, 1995 год. Существует две версии теста: для детей и для взрослых.
Детская версия методики числовых рядов
Поясняющий комментарий к тесту: "Прочитайте последовательность чисел и в оставшиеся свободными клетки впишите такие два числа, что логически продолжают этот ряд". Работа должна быть выполнена за 8 минут.
Примеры:
- Пример 1: 6, 93, 10, 93, 14, 93, 18 (Каждое число "А" из пары "А, 93" больше предыдущего на четыре единицы).
- Пример 2: 20, 70, 120, 170, 220, 270 (Каждое число больше предыдущего на 50).
- Пример 3: 83, 72, 61, 50, 39, 28 (Каждое число ряда меньше предыдущего на 11).
- Пример 4: 31, 31, 38, 38, 45, 45 (Числа в паре "А, А" равны и каждая пара больше предыдущей на семь).
Текстовый вариант:
- №1 86 83 80 77 74 71 * *;
- №2. 41 51 61 71 * *;
- №3. 26 26 34 34 42 42 * *;
- №4. 16 8 19 20 8 23 * *;
- №5 8 10 16 10 32 10 * *;
- №6 64 19 63 19 62 19 * *;
- №7 14 5 18 5 22 5 * *;
- №8 11 52 93 134 175 216 * *;
- №9 99 93 87 81 75 69 * *;
- №10 31 17 32 33 17 34 * *;
- №11 27 35 43 51 59 67 * *;
- №12 16 16 32 32 64 64 * *;
- №13 17 5 15 16 5 14 * *;
- №14 12 3 16 14 3 18 * *;
- №15 17 6 18 17 10 18 * *;
- №16 31 30 35 34 39 38 * *;
- №17 15 17 14 18 13 19 * *;
- №18 36 36 47 47 58 58 * *;
- №19 54 9 65 9 76 9 * *.
Ключи:
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
68, 65 | 81, 91 | 50, 50 | 24, 8 | 64, 10 | 61, 19 | 26, 5 | 257, 298 | 63, 57 | 35, 17 |
№ 11 | № 12 | № 13 | № 14 | № 15 | № 16 | № 17 | № 18 | № 19 | |
75, 83 | 128, 128 | 15, 5 | 16, 3 | 17, 14 | 43, 42 | 12, 20 | 69, 69 | 87, 9 |
Взрослая версия методики числовых рядов
Поясняющее замечание: "Перед вами 7 последовательностей чисел. Вам нужно найти закономерность, согласно которой был написан этот ряд, и вписать в него числа, которых не хватает". Время, отведенное на прохождение теста, - 5 минут.
- 31 24 25 24 30 18 - - 11;
- 6 12 20 30 - - 72 90;
- 19 21 18 22 17 23 - -;
- 40 30 60 50 100 - - 170;
- 5 14 9 6 11 5 12 - 6;
- 11 14 28 31 62 65 - - 266;
- 41 36 30 23 - -.
Правильные ответы:
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 |
14, 13 | 42, 56 | 16, 24 | 90, 180 | 18 | 130, 133 | 15, 6 |
Нормальный результат для взрослого человека - от трех верных ответов.
Результаты
Критерии оценивания детского теста методики числовых рядов:
- 16-20 - отличный результат. Математический аппарат ребенка развивается очень хорошо.
- 13-15 - результат хороший. Развитие идет нормально, но вам есть куда стремиться.
- 12-10 - средний уровень. Придется приложить некоторое количество усилий, чтобы добиться успехов в математике.
- 9-6 - удовлетворительный (ниже среднего). Проверьте, все ли хорошо со здоровьем вашего ребенка. Если ребенок отстает по многим показателям мышления, то это серьезный повод для беспокойства.
Расшифровка результатов взрослого теста: если человек не может решить подобные задания, то это значит, что он не может найти спрятанные закономерности в цифровом материале и/или не способен их использовать, из чего следует, что его математическое мышление и логика развиты очень слабо.
Продуктивность запоминания
Методика также используется в качестве проверки слуховой памяти.
Итак, методика числовых рядов для слуховой памяти и расчет продуктивности запоминания. Последовательность действий при работе с тестом (возможно, что понадобится напарник):
- Ведущий (напарник) читает первый ряд чисел с интервалом в четыре секунды. Через десять секунд испытуемый прописывает на бумагу по памяти числа, которые запомнил.
- Аналогично прорабатываете оставшиеся числовые ряды. Числа должны быть зачеркнуты, если их воспроизведение неправильное по порядку или величине. Пропустить несколько чисел из ряда – не ошибка. Последовательность, содержащая пять чисел, как правило, зачитывается после того, как испытуемому предъявят материал единожды.
- Высчитываете продуктивность запоминания по формуле: продуктивность запоминания = количество названных правильно чисел - количество ошибок.
Текстовое задание:
- Первый ряд: 46 53 63;
- Второй ряд: 79 51 48 25;
- Третий ряд: 41 67 38 24 52;
- Четвертый ряд: 84 23 38 91 56 78;
- Пятый ряд: 32 54 26 41 69 51 37;
- Шестой ряд: 29 17 82 19 65 39 24 63;
- Седьмой ряд: 28 39 41 69 35 83 51 43 70;
- Восьмой ряд: 31 29 83 52 67 74 91 12 84 46.
В этой статье были разобраны способы применения методики числовых рядов для диагностики способностей к математике и расчета продуктивности запоминания слуховой памяти.