Как провести мастер-класс: советы специалистов
Мастер-класс – это современный способ обучения, целью которого является отработка практических навыков. Проводятся мероприятия подобного рода для повышения квалификации, обмена опытом, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знаний. Каждая из сторон получает собственные преимущества. Преподаватель приобретает умение продуктивного взаимодействия с аудиторией и учится преподносить себя/свой товар. Слушатели, в свою очередь, изучают новые методики и технологии. Далее мы поговорим о тонкостях мероприятия и о том, как провести мастер-класс.
Выбор темы
Теоретически каждый человек может начать проводить такие занятия. В этом деле главное - понять, чему вы можете научить других людей, какие ваши знания могут принести им пользу.
Полезно! Ввиду сложной экономической ситуации в стране сейчас повышенным спросом пользуются мастер-классы, на которых обучают новым навыкам и рассказывают, как этим сэкономить средства, раньше расходовавшиеся на оплату услуг специалистов.
Итак, какие мастер-классы можно провести? Привлекут внимание слушателей следующие темы:
- Самостоятельное окрашивание волос.
- Вязание своими руками.
- Поклейка обоев.
- Замена крана своими руками.
- Прически с элементами плетения.
- Выпечка тортов с мастикой из маршмелоу.
- Открытие компании на один день.
- Увеличение прибыли в 100 раз.
- Навыки интернет-рекламы и прочее.
Кроме того, пользуются большой популярностью мастер-классы, связанные с хобби. К примеру, прикладное искусство, рисование, вышивание и так далее. А также можно серьезно задуматься над вопросом, как провести мастер-класс для детей, так как клиентов на такие мероприятия всегда легче найти. Что бы ни происходило, но на детках родители стараются не экономить.
Для того чтобы стартовать в таком бизнес-направлении, как проведение экспресс-курсов, вам нужно определиться, за какие новые знания люди готовы будут заплатить деньги. Это может быть совершенно любой навык, связанный с рабочей деятельностью или даже ведением домашнего хозяйства. Особым спросом пользуются мастер-классы по новым профессиональным направлениям, которым не обучают в высших учебных заведениях, а сведения в учебниках теряют актуальность через несколько месяцев. В основном это касается работы в интернете: SEO-продвижение, SMM, email-маркетинг и прочие современные направления. Такие занятия посещают люди абсолютно разного возраста.
Не знаете, как провести мастер-класс? Начать проводить мастер-классы может даже женщина, сидящая дома, не имеющая хобби, но знающая, как содержать семью на скромную зарплату мужа. Темой обучения может стать грамотное планирование бюджета в момент кризиса. Цель - научить людей жить на 15–20 тысяч в месяц.
Определившись с тематикой экспресс-курса, можно переходить к следующим задачам, касающимся вопроса, как провести мастер-класс.
Подсчет затрат на организацию
Для проведения такого мероприятия потребуются небольшие вложения. Озвучить конкретную цифру достаточно сложно, поскольку сумма будет зависеть от выбранной тематики. Прежде чем устанавливать стоимость билета для участия в мастер-классе, необходимо просчитать следующее:
- Какая сумма потребуется для закупки материалов (канцелярия, рекламные проспекты, атрибутика для изготовления предметов и прочее). Перечень материалов напрямую зависит от направленности занятия.
- Затраты на аренду помещения (при необходимости). Вариаций, где можно провести мастер-класс, множество: попросится в выходной день в офис к друзьям, снять конференц-зал в отеле либо одну из комнат в антикафе и так далее. Можно придумать много всего, но практически любой вариант будет чего-то стоить.
Стоимость участия
Цена на участие в мастер-классах от известных в определенных областях специалистов может достигать 100-150 тысяч рублей. У менее востребованных профессионалов ценники гораздо ниже.
В зависимости от востребованности выбранной темы и эксклюзивности подготовленного материала стоимость билета может варьироваться от 500 рублей до нескольких тысяч.
Чтобы было проще понять, по какой схеме высчитывается средняя стоимость входного билета, рассмотрим следующий пример: девушка решила провести занятие, на котором она будет обучать вязанию детских пинеток. На расходные материалы (шерсть) ей потребуется потратить 400 рублей, плюс 500 рублей на аренду помещения (2 часа). Провести бесплатный мастер-класс она не планирует, прибыль должна быть не менее 1 тыс. рублей. Какова же должна быть цена?
Получается, что для того, чтобы мероприятие окупилось и принесло ожидаемую сумму, его должны посетить не менее пяти человек и заплатить по 400 рублей.
Размер вашего заработка будет напрямую зависеть от количества посетителей и периодичности проведения занятий.
Алгоритм организации мастер-класса
Каких-либо строгих норм для проведения подобного рода встреч не существует. Занятия проходят в импровизированной форме, в зависимости от желания преподавателя и восприимчивости слушателей. На вопрос о том, как правильно проводить мастер-класс, следует ответить так – принято выделять следующие основные этапы:
- Презентация темы.
- Демонстрация изделия/услуги.
- Обсуждение.
Первый этап включает в себя обоснование значимости встречи и доказательство мастерства преподавателя. Осуществляется это путем предоставления краткой характеристики основной идеи и подробным рассмотрением плана предстоящей работы. На втором этапе происходит демонстрация теоретических и практических навыков преподавателя и активное включение в работу участников мастер-класса. В заключительной части занятия начинается дискуссия по итогам совместной работы, ученики задают вопросы мастеру. Успех мероприятия всецело зависит от инициативности всех присутствующих. Для преподавателя это прекрасная возможность поделиться со слушателями своими творческими идеями, а также ощутить себя в новой роли и получить заряд энергией.
Подготовка и организация
Думаете, как провести мастер-класс? Для того чтобы решиться на такое мероприятие, необходимо, во-первых, владеть необходимыми знаниями и умениями в какой-либо области. Во-вторых, нужно быть готовым поделиться с другими людьми своими «фишками» и секретами, приобретенными за все время работы. В-третьих, от ведущего потребуются хотя бы элементарные знания педагогики, поскольку преподнесенный материал должен быть доступным и логичным.
Заявлять о мероприятии можно только после того, как все организационно-подготовительные процессы были продуманы. В частности, необходимо просчитать количество времени, которое будет потрачено на каждый этап. Если планируется творческий мастер-класс, то преподавателю стоит предварительно изготовить вещь, производство которой он собирается продемонстрировать публике. Например, для изготовления украшения своими руками потребуется рассчитать время на прорисовку схемы будущей вещи, подбор материалов, сборку, примерку и так далее. Кроме того, стоит учитывать, что новичкам потребуется в два раза больше времени.
Выбор места
После обдумывания организационных моментов можно переходить к их реализации. И первостепенно встает вопрос, где провести мастер-класс? Организовать небольшое мероприятие можно даже на собственной территории, если есть свободная комната с необходимым набором мебели (столы и стулья) исходя из предполагаемого количества участников.
Проведение занятия в собственном доме обойдется дешевле, поскольку не нужно будет оплачивать аренду помещения. Но стоит учитывать, что этот вариант подойдет не для каждой тематики. Например, сомнительно это будет выглядеть, если вы собираетесь рассказывать об увеличении прибыли или думаете над тем, как провести мастер-класс для учителей по физике.
Аренда зала, безусловно, отразится на стоимости участия, но придаст мероприятию официальный статус. Если арендованное помещение будет располагаться в престижном районе и стильно оформлено, то это только больше подогреет желание посетить мастер-класс. Что немаловажно, в конференц-зал можно пригласить гораздо больше участников, чем к себе домой. Одной из основных задач в этом случае является недопущения ситуации по замене качества количеством.
Несколько пробных занятий лучше провести на своей территории, отработать программу и привыкнуть к людям, а если вы обдумываете, как провести мастер-класс для детей, то это просто идеальный вариант. Впоследствии можно спокойно переходить к организации профессиональных мастер-классов высокого уровня.
Подготовка материалов
Для проведения обучающего занятия потребуется материально-техническое обеспечение, с которым будут взаимодействовать участники. Каждому из них необходимо предоставить персональный набор материалов. Если, к примеру, вы думаете, как проводить мастер-классы по рисованию, то речь идет о красках, кисточках, бумаге и прочих принадлежностях.
Все материалы, выдаваемые организатором, должны быть новыми, практичными и качественными. Использованные ранее вещи плохо отразятся на репутации мастера.
Количество присутствующих следует выяснить заранее, чтобы можно было определить способ выделения лидеров. Рекомендуется выдавать слушателям бейджи. Это поможет устанавливать контакты и выделять значимых людей, которые впоследствии станут для кого-то источниками энергии.
Последние приготовления перед выступлением
Перед самым началом следует еще раз все проверить, чтобы избежать возможных заминок и запинок. На мероприятие рекомендуется прибыть немного раньше других, проверить наличие атрибутики, раздаточных материалов и работоспособность техники (при необходимости). Если есть возможность, то следует проверить мультимедийные системы и прочие устройства воспроизведения. Для приглашенных гостей должны быть зарезервированы места. В независимости от выбранного для проведения обучения места пишущие принадлежности и бумага должны быть на виду у каждого желающего.
Этапы мастер-класса
Любому преподавателю известно, что каждый урок состоит из трех частей: повторение пройденного материала, изучение новой темы и ее закрепление. Так как человек, проводящий обучение, тоже в своем роде учитель, то он должен знать хотя бы элементарные методы преподавания. Весь процесс должен быть разделен на несколько стадий:
- Этап изучения нового материала должен включать в себя не только практические навыки, но и обязательную теоретическую часть. Рассказчик не должен скупиться на информацию. А также важно развернуто отвечать на вопросы слушателей по теме занятия.
- Практическая часть должна проходить под пристальным контролем преподавателя. Каждое действие должно быть прокомментировано и показано очень подробно. Изделия, созданные участниками на мастер-классе, не должны сильно отличаться от образца, сделанного ведущим. В противном случае новички могут подумать, что зря потратили деньги и время.
Советы профессионалов
При планировании мероприятия не стоит забывать о времени на отдых. А при обдумывании вопроса, как провести детский мастер-класс, стоит еще задуматься о сладких угощениях, соках и прочем. Кстати, взрослые участники тоже не откажутся от кофе/чая с печеньем. Это обязательный момент, поскольку за несколько часов работы все сильно устанут и потеряют интерес. Кроме того, в свободное время слушателям будет интересно пообщаться между собой, обсудить тему занятия и поделиться друг с другом новыми знаниями и первыми успехами.
В процессе встречи учителю очень важно следить за общей атмосферой. На протяжении всего времени участники должны пребывать в хорошем настроении и делиться положительными эмоциями друг с другом. По окончании у каждого должны остаться только хорошие ощущения и мысль о полезно проведенном времени. Несмотря на усталость, участники должны получить чувство полного удовлетворения от выполненной работы и от того, что они создали на мастер-классе.
Продвижение
Самым действенным инструментом продвижения товаров и услуг являются социальные сети. Их использование помогает привлечь как можно больше заинтересованных людей, не потратив при этом деньги. Для рекламирования мастер-класса необходимо создать специальное сообщество и приглашать туда людей из групп сходных тематик. После набора необходимого количества участников следует сделать анонс запланированного мероприятия и размещать посты по теме.
Кроме этого, можно задействовать старые способы, например, рассылать приглашения заинтересованным лицам.
Заключение
Начать зарабатывать деньги на проведении экспресс-обучения может каждый человек, даже многодетная мамочка. Уж она-то точно знает, какой мастер-класс можно провести для детей. Основной задачей является активная работа в социальных сетях на привлечение аудитории, и, безусловно, разработка уникальной программы мероприятия. Урок должен быть интересным и приносить пользу участникам. Это поспособствует развитию сарафанного радио, которое является отличным источником лояльных клиентов. Обучение новому – это всегда инвестирование в себя, и сегодня многие готовы платить за это немаленькие суммы.