Выученная беспомощность - это... Определение понятия, причины формирования и пути преодоления

Выученная беспомощность – это интересный и важный феномен, который является одной из основных проблем человека.

Каждый из нас хоть раз в жизни находился в такой жизненной ситуации, когда не мог справиться с гнетущим состоянием и говорил себе: «это бесполезно, все равно ничего не получится», «я никогда не смогу справиться», или когда не удавалось прекратить какое-то действие, которое было неэффективным, или наоборот, инициировать что-то, что было жизненно важным. Мы себе повторяем: «я слишком занят», «знаю, что не стоит так себя вести, но не могу ничего поделать», «не могу себя заставить это сделать» и так далее. Почему мы так себя ведем? С чем это связано?

Понятие о синдроме

Феномен выученной беспомощности известен давно, но недостаточно описана и разработана технология работы с ним.

Выученная беспомощность всегда связана с трудностью:

  • Постановки цели («ничего не хочется», «не знаю, что выбрать»).
  • Поддержание первоначального намерения («мне стало не интересно», «я передумал это делать»).
  • Инициирования действия («мне трудно начать», «сделаю потом», «хотелось бы, но...»).
  • Преодоления препятствий («я не думал, что будет так трудно»).

Выученная беспомощность: эксперимент

Впервые об этом синдроме написал Зигмунд Фрейд. Теория этого феномена как самостоятельного синдрома была предложена в 70-х годах американским психофизиологом Мартином Селигманом.

Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана подтверждалась экспериментально на животных. Он создавал условия, в которых сочетались наказание с безвыходностью. После ряда экспериментов животное не пользовалось возможностью для спасения, даже если она появлялась. Однако если животное не имело негативного опыта, оно быстро находило выход и контролировало самостоятельно ситуацию. Те животные, которые длительное время подвергались наказанию, осознавали бесполезность своих усилий, у них вырабатывалась выученная беспомощность, которая становилась основной формой их поведения в будущем, вне зависимости от условий.

То есть негативный опыт приводит к отказу от сопротивления. Это провоцирует развитие депрессий и злокачественных опухолей.

Исследование феномена Юлиусом Кулем

Исследования выученной беспомощности Селигмана М. продолжил немецкий ученый Куль Юлиус. Он проводил эксперименты на студентах, им предлагалось решить интеллектуальные задачи, которые не имели решения, но испытуемые об этом и не догадывались. После ряда неудачных попыток справиться с заданием, которые сопровождались негативными комментариями экспериментаторов об интеллектуальных способностях испытуемых, большинство студентов впадали в отчаяние. Как раз в это время им предлагали решить простейшую задачу, с которой большинство из них тоже не справлялось. Это выученная беспомощность и яркий механизм ее формирования.

Куль считал, что если присутствуют одновременно три следующих компонента, то, возникает состояние беспомощности:

  • наличие уверенности в невозможности самостоятельно справиться с задачей;
  • ощущение невозможности самостоятельно контролировать ситуацию;
  • неуверенность в себе и в своих личных качествах.

Куль определил, что выученная беспомощность – это нарушение способности преодоления трудностей, отказ на основе опыта неудач от действий для их разрешения.

То есть выученная беспомощность возникает только тогда, когда человек убежден, что ситуация не зависит от его поведения и его усилий ее изменить, что во всех неудачах виноват только он сам.

Виды беспомощности

В психологии различают личностную и ситуативную беспомощность:

  • Личностная выученная беспомощность – это сформировавшаяся характеристика человека, которая развивалась у него с детских лет под влиянием взаимоотношений с другими людьми. Она проявляется в возбудимости, замкнутости, эмоциональной неустойчивости, пессимизме, робости, склонности к чувству вины, в равнодушии, низкой самооценке, пассивности, отсутствии творческих намерений.
  • Ситуативная беспомощность – это временная реакция человека на события, не подконтрольные ему.

Ребенок, достигая возраста 2-3 лет, стремится все делать самостоятельно, но некоторые взрослые, глядя на неуклюжие или робкие попытки, вместо того чтобы помочь или показать малышу, как правильно сделать, недовольно ворчат и пресекают самостоятельные действия. Ругая ребенка, они отбивают у него желание делать что-то самостоятельно, создавать что-то новое. За ребенка убирают игрушки, заправляют постель, обувают и одевают – то есть выполняют любую работу, лишь бы он не отнимал у взрослых их драгоценное время. Со временем малыш понимает, что не стоит прилагать усилия, чтобы лишний раз не услышать, что он все делает не так, как надо.

Источники выученной беспомощности

Селигман М. отмечает, что этот феномен формируется к восьми годам и отражает веру человека в результат своих действий. Он утверждает, что для формирования беспомощности необходимо три источника:

  1. Переживание неблагоприятных неконтролируемых событий: обиды, смерть любимого человека или животного, серьезная болезнь, скандалы или развод родителей.
  2. Наблюдение ситуаций, в которых люди оставались беспомощными.
  3. Отсутствие в детстве самостоятельности.

Селигман М. считает, что синдром выученной беспомощности, сформированный в детстве, с человеком остается на всю жизнь.

Психологические установки

Наличие или отсутствие у человека выученной беспомощности можно легко определить по его лексикону, по присутствию в нем определенных словосочетаний и оборотов речи.

Например:

  • «Не могу» (попросить о помощи, отказывать знакомым, найти приятелей, строить гармоничные отношения, изменить свое отношение к жизни и так далее).
  • «Не хочу» (решать проблему, менять образ жизни, это не мое занятие).
  • «Всегда» (нервничаю по пустякам, опаздываю на работу, все терплю).
  • «Никогда» (не могу вовремя прийти на встречу, не прошу помочь мне, не получится это).
  • «Все бесполезно» (незачем и пытаться, никогда ничего в данной ситуации не получится).

За всеми этими установками скрывается отсутствие оптимизма и позитивного опыта, страх неудачи, неверие в себя и в свои силы, отсутствие позитивного мышления.

Беспомощность в жизни часто маскируется за усталостью, злостью, апатией.

Человек остается пассивным и бездейственным, он не желает менять среду, теряет контроль, перестает верить в свои силы. Вследствие чего у него развивается подавленность, депрессия, возможна ранняя смерть.

Основные варианты поведения

Самыми распространенными типами поведения при выученной беспомощности являются:

  • Бессмысленная суета, создание иллюзии активности, которая не ведет к результатам.
  • Полный отказ от деятельности, то есть апатия, потеря интереса, одним словом капитуляция.
  • Состояние заторможенности, абсолютное непонимание происходящего, ступор.
  • Агрессия.
  • Актуализация другой деятельности, например, вместо преодоления проблем в отношениях возникает потребность в том, чтобы съесть что-то вкусное.

Эти формы поведения срабатывают автоматически, они могут сменять друг друга.

Например, у человека возникли проблемы в личной жизни, он начинает суетиться, создавать видимость, что ему не безразличны отношения с близким человеком, потом он капитулирует, наступает апатия, он входит в состояние ступора, который сменяется трудоголизмом. Человек все свое свободное время посвящает работе и карьере.

Выученная беспомощность является предпосылкой возникновения пагубных привычек, зависимостей депрессий и психосоматических заболеваний.

Выученная беспомощность и ее преодоление. Средство номер один - действие

Прежде всего, важно вернуть чувство контроля. В этом поможет действие. Нужно выполнить любое действие, которое человек сам выберет.

В концентрационных лагерях в ситуации чрезмерного давления, несправедливых правил и постоянной угрозы смерти, в условиях наказаний за любую малейшую провинность человек быстро ломался и терял силу воли.

Бруно Беттельгуйм выжил в таких условиях только благодаря тому, что брал контроль над своей жизнью в свои руки. Он делал все, что разрешалось в лагере. Но делал это по своему выбору. То есть чистил зубы потому, что выбирал это, а не потому, что соблюдал личную гигиену. Он не участвовал в ночных обсуждениях, а ложился спать. Тем самым он создавал внутреннюю убежденность в возможности выбора и принятии решений.

Отсюда следует, что в противостояние выученной беспомощности нужно искать точки контроля, то есть те ситуации, где можно делать выбор и реализовывать решения. Можно начать с малого - выкинуть старые вещи, сделать перестановку в комнате, прочитать книгу, которую хотелось давным-давно прочитать. И результат почувствуется очень скоро.

Средство номер два: маленькими шагами

Психологические установки: «у меня ничего не выйдет», «я неудачник», «мои попытки ничего не поменяют» - формируются из частных случаев. Мы в жизни, как в детской игре, выбираем точки (случаи) и соединяем их линией. Так формируется убеждение о себе. Человек со временем все больше обращает внимание на опыт, который и дальше подтверждает это убеждение. Но негативное мнение о себе можно изменить, например, этим занимается нарративная терапия. С помощью нее человек учится формировать новое представление о себе, он учится видеть ситуации, в которых он является ценным, его действия важны, и в них он может влиять на исход событий.

Важно уметь находить случаи в своей жизни, когда все получалось. Следует ставить перед собой маленькие достижимые цели, например, навести порядок в комнате. И когда цель выполнена – обязательно отметить ее. Чем больше внимание уделять своим достижениям, тем больше энергии выделяется на новые свершения.

Средство номер три: другой взгляд

Селигман считал, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них был опыт успешных действий.

Совместно с психотерапевтами он изучал поведение людей и их реакции на обстоятельства. Они пришли к выводу, что склонность человека тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, сдается он или ищет возможность действовать. Люди, которые убеждены, что плохие вещи случаются с ними по их вине, склонны к депрессии, апатии и состоянию беспомощности. В отличие от тех, кто убежден, что плохое случилось не по их вине, они быстрее приходят в себя, восстанавливаются и начинают действовать.

Над установками человек может работать самостоятельно и корректировать их. Справиться с беспомощностью и безнадежностью можно только с помощью надежды и силы, а также веры в свои силы. Нужно наладить контакт с самим собой, надеяться, делать первые шаги, то есть всеми своими силами стараться «выпрыгнуть» из состояния беспомощности.

Вместо вывода

Иногда самым действенным способом, как выпрыгнуть из состояния беспомощности (преодолеть синдром выученной беспомощности), является умение проигрывать.

Важно научиться выходить из травмирующей ситуации. Конечно, нужно не сдаваться и бороться до конца. Продолжать попытки поиска выхода. Но иногда следует признать, что в этой ситуации я проиграл. Например, потому что ситуация зависит не только от меня. Стоит проиграть битву, но выиграть себя. Умение признавать поражение – очень важный навык в жизни.

Комментарии
Спасибо вам за статью. Очень помогло увидеть себя. Справиться с ситуацией. Всего вам доброго!!!