Политические решения: сущность, классификация, принципы, процесс принятия и примеры
Принятие политических решений смело можно назвать центральным и неотъемлемым элементом любого политического процесса во всех странах мира. Его нельзя рассматривать отдельно от государственного управления, поскольку без них невозможно реализовать цели. Каждое из них имеет собственную специфику, которая напрямую затрагивает область прямого действия политических решений - саму политику.
Понятие
Прежде чем разбираться в сущности данного термина, требуется дать ему развернутое определение. На данный момент под государственным политическим решением непосредственно понимается управленческое решение, которое проявляется исключительно в результате воздействия политических факторов, институтов и иных социальных групп на формальном и неформальном уровне. Подобные решения направлены на большие социальные группы или все общество в целом, поскольку именно на них они и воздействуют. Направлены они на решение политической проблемы, затрагивающей социальную, экономическую, политическую или другую сферу в масштабах как одного государства, так и на международном уровне.
Сущность
Все подобные решения имеют свои особенные черты, характерные только для них. В первую очередь стоит понимать, что во время данного процесса все структурные элементы последовательно развиваются, передавая между собой накопленную за время информацию. Именно поэтому решения в политическом процессе не могут быть в статическом состоянии, ведь они постоянно реагируют на вновь образовавшиеся проблемы.
К особенностям также можно отнести тот факт, что они всегда затрагивают интересы не отдельных лиц, а всего общества или больших социальных слоев населения. К ним относятся национальные, классовые интересы, а в редких случаях также личностные интересы за пределами страны. Однако при этом общенациональные интересы обязаны быть хорошо определяемыми в стабильном обществе и признаваться практически всеми элементами политической системы.
Политические решения обязательно должны иметь высокую социальную значимость и последствия, поэтому принимают их в сфере корректировки политического курса или даже изменений в системе управления. Именно поэтому их невозможно принимать в одиночку, а только комплексным решением.
Классификация
Существует несколько действующих классификаций политических решений. Огромное количество применяемых типологий в первую очередь связано с разнообразием принимаемых решений. Сейчас в основном применяется подобная классификация, которая подразделяет их на 2 типа:
- Управленческие решения предназначены для более тщательного регулирования процессов, происходящих в обществе.
- Вторым типом можно назвать политические решения, которые способствуют укреплению власти в государстве для стабилизации текущего политического режима.
Помимо этого, можно применить еще одну типологию. Она полностью обоснована на новизне принимаемых решений:
- Инструктивные, или стандартные, решения принимаются исключительно по имеющимся в обществе требованиям, поэтому их разработка опирается на уже имеющуюся законодательную базу. Их появление на свет идет технически, поскольку их предписывается выпускать в назначенное время. К ним относятся сложение полномочий Правительства, призыв в Вооруженные силы.
- В пику первому типу можно отнести инновационные решения. Именно для их принятия требуются иные разработки и новые механизмы, которые ранее в стране просто не существовали. В качестве такого примера политического решения можно отнести преобразование избирательной системы, которая затронула все государство в целом.
Типология
Все вышедшие в стране решения напрямую подразделяются сразу на 4 типа в зависимости от зоны их действия:
- ФЗ и постановления от высших органов власти - Президента или представительного органа;
- решения органов местного самоуправления;
- решения, за принятие которых отвечают непосредственно сами граждане страны;
- решения политических партий и общественных организаций, к ним относятся уставы или политические заявления.
Подходы
Политическая наука на современном этапе развития общества использует всего 2 основных подхода к самому пониманию процесса принятия подобного решения.
- Первым является нормативная теория. Она признает, что принятие политического решения является совершенно естественным выбором для преследования целей государства в сложной ситуации.
- Второй теорией является поведенческая, которая рассматривает процесс исключительно в качестве взаимодействия между группами людей для того, чтобы описать многочисленные факторы, которые могут повлиять на принятие любых решений исходя из конкретной ситуации.
Однако несмотря на используемый подход, в первую очередь каждый из них имеет одну характерную черту - ориентированность на цель. Однако подобная целенаправленность также обязана отвечать параметрам: она обязана быть понятной обществу, принимаемой им и достижимой практически, а также реально соответствовать текущим возможностям и потребностям общества, а не чуждой ему.
Функции
Каждое политическое решение имеет свои функции. Основными из них являются:
- координация между различными массами людей, которые действуют в постоянно меняющихся условиях;
- корреляция - постоянное и своевременное внесение изменений при появлении новых обстоятельств для того, чтобы облегчить реализацию поставленной задачи;
- программирование - грамотное сочетание существующих целей и средств, то есть поиск наиболее рационального принципа деятельности для достижения заметного результата.
Стадии процесса
Если отклониться от теоретической модели, то на практике процесс принятия решений обязательно должен пройти несколько стадий, прежде чем оформиться в действующую доктрину. В целом они полностью зависят от существующего в стране политического режима. В демократическом государстве в первую очередь требуется найти общий консенсус между различными слоями, что и делает принятие политических решений более сложным процессом. Всего в российской политологии принято выделять 4 этапа.
Подготовительный этап
На протяжении этого периода происходит постепенное накопление данных о проблеме, которая существует в обществе. Анализируются общественно-политические отношения в проблемной сфере, определяются их тенденции и особенности. На практике выясняется, действительно ли существующая ситуация является проблемной, или на деле она всего лишь псевдоситуация.
Разработка проекта
На втором этапе группа лиц разрабатывает проект политического решения. Именно поэтому на данном этапе столь важна коллективная работа, ведь таким образом можно получить различный спектр мнений и возможностей, рассмотреть все точки зрения. Таким образом можно объективно создать меморандумы, программы, заявления. Также происходит определение перспективы решения, составляется теоретический прогноз действенности составленного проекта и его способность решить существующую в обществе проблему.
Утверждение решения
После составления последней версии проекта его требуется утвердить и принять к дальнейшему исполнению. Множество партий, существующих в стране, постоянно находятся в политической борьбе между собой, настаивая на том, что их путь решения проблемы единственно верный. Любой составленный проект на данном этапе должен пройти процедуру легитимности, то есть соответствия всем существующим в стране нормам законодательства. Однако при этом также определяется то, как граждане могут воспринять вышедшее в свет решение и реагировать на него. На данный момент выделяют следующие формы лоббирования в России: выступления в парламентах, СМИ, на съездах, организациях и многих иных видах.
Реализация
После утверждения решения настает очередь его реализации. Пожалуй, именно этот процесс является самым сложным, занимает большое количество времени и сил, поскольку тесно связан со сложившимися в стране экономической, политической или иной проблемой. Как правило, сразу после начала реализации начинает возникать многовекторность в политическом процессе, которую невозможно выделить ранее в качестве прогноза. Важным становится распространение последствий решения на практике, чтобы оно достигло общегосударственного статуса.
Однако, как бы там ни было, мировая практика показывает, что ни одно политическое решение невозможно принять без информационно-аналитической поддержки. Если общество не примет его, то особой популярности решение не приобретет и проблему, естественно, не решит.