Паралингвистические средства общения в психологии: примеры и виды
Взаимодействие людей в обществе происходит с помощью речи, но полноценная коммуникация невозможна без участия невербальной (паралингвистической) системы общения. Один и тот же набор слов имеет разное значение в зависимости от манеры озвучивания, эмоциональной окраски. Коммуникация, связанная с паралингвистическими средствами общения, в некоторых случаях может даже успешно заменить словесную систему. Примеры широко известны при общении представителей разных культур, не имеющих общего языка, но способных понять друг друга. На основе невербальных систем общения построена адаптация людей с нарушениями речевого аппарата к жизни в обществе.
Виды паралингвистических средств невербального общения
Сначала дадим определение рассматриваемому явлению. Паралингвистическая система невербальных средств общения - это совокупность средств, сопровождающих вербальное взаимодействие и дополняющих смысловое содержание слов.
Виды невербальных средств общения (по характеру проявления):
- фонационные - звуковые особенности (громкость, темп, интонация и др.);
- кинетические – движения, сопровождающие речь (мимика, жесты);
- графические – особенности графического выражения речи (почерк).
Выделяют отдельно группу экстралингвистических средства общения, представляющих собой нетипичные особенности речи. К ним относят вздохи, паузы, покашливание, смех и др.
Классификация паралингвистических средств по принадлежности общностям (индивидам) выделяет следующие виды:
- универсальные для всех говорящих;
- характеризующие отдельную этнокультурную группу;
- демонстрирующие личностные и психологические характеристики человека.
Паралингвистические и экстралингвистические средства общения представляют собой системы сигналов, сопровождающих голос. Особенности речи не только дают характеристику конкретному сообщению, но и формируют образ самого говорящего, подавая сигналы о его эмоциональном состоянии, особенностях личности, уверенности в себе, социокультурных особенностях и др.
Некоторые элементы невербального общения контролируются говорящим, такие как громкость и скорость речи, дикция. Другие же элементы сложно удержать под контролем, к таким сигналам относят вздох, покашливание, смех, стон, плач и др. Данные системы являются помощниками в выстраивании полноценной коммуникации, наполняют фразы личностным смыслом и эмоциями. Наполнение слов эмоциями представляет наибольшую ценность при взаимодействии, находит такой же эмоциональный отклик у окружающей аудитории. В силу неполного контроля знаки невербального общения могут выдать те качества человека, которые он предпочел бы скрыть.
Громкость голоса
Выразительная речь динамична по громкости и расставляет акценты на значимых словах. Изменение уровня громкости в приемлемых для общения пределах считается наиболее эффективным построением изложения, удерживающим внимание и интерес собеседника. Громкий голос имеет побудительную силу и склоняет слушателя к действиям. В то же время повышение громкости выше приемлемой нормы рассматривается как нарушение личного пространства и попытка принуждения. Тихий голос характеризует сдержанность, что в зависимости от контекста свидетельствует о неуверенности или спокойствии говорящего. Последнее наблюдается в ситуации, когда тихая речь контрастирует с повышенной громкостью речи собеседников.
Темп речи
Темп речи характеризует личностные качества человека, его темперамент. Медленный темп речи настраивает на спокойствие, основательность беседы, тогда как быстрый придает динамики, энергии, характеризует оратора как целеустремленного, уверенного в себе и в том, о чем он говорит.
Темп речи меняется в зависимости от эмоционального состояния человека: грусть замедляет привычный темп, радость и страх – увеличивают. Кроме того, волнение, общее самочувствие, настроение оказывают влияние на него, корректируя его в ту или иную сторону, позволяя тем самым собеседнику считывать эти сигналы для максимального понимания смысла сообщения.
Ритм
Сбивчивая речь воспринимается собеседником как показатель волнения, напряжения, неуверенного владения темой обсуждения, желания скрыть важные моменты в разговоре. Сбивчивое повествование, прерываемое паузами и покашливанием, создает негативное впечатление о квалификации говорящего. Глубокое знание предмета общения и уверенность в себе характеризуются ровной ритмикой речи, создающей гармоничную картину изложения.
Высота голоса
Половозрастные характеристики и физические особенности человека определяют высоту голоса. Например, женский типичный голос всегда отличается от мужского, а детский – от взрослого. Эмоциональная окраска сообщения вносит корректировки в высоту голоса, снижая его при страхе, угнетенном состоянии. Эмоции гнева и радости, наоборот, делают голос более звонким.
Экстралингвистические средства
Паузы расставляют акценты в общении, используются перед важными словами как возможность сосредоточиться, привлечь или переключить внимание. Смех создает позитивную атмосферу, снимает напряжение и тревожность. Покашливания, вздохи характеризуют отношение говорящего к сообщению, его состояние во время беседы.
Интонация как паралингвистическое средство общения
Интонация выполняет следующие функции в общении:
- Дополнение информации (выражает отношение говорящего к содержанию сообщения). Пример: реплика «солнце» с интонацией радости или грусти точно покажет отношение говорящего к солнечной погоде.
- Замена части сообщения (интонационная пауза замещает часть вербальных средств в контексте разговора). Пример: фраза «я ему звонила, а он …» не требует пояснений, что общение не состоялось.
- Усиление смысла отдельных слов. Пример: фраза «она краси-и-и-вая» показывает небывалость описываемой красоты.
Интонация всегда сочетается с другими паралингвистическими средствами общения, что формирует целостный образ говорящего, его личностных качеств, эмоционального состояния и отношения к предмету общения.
Коррекционное воздействие
Паралингвистические средства невербального общения добавляют яркость в общение, наполняют коммуникацию эмоциями, что создают полноценное взаимодействие людей и дарят радость общения. Для особенных групп населения жесты и мимика стали единственным способом взаимодействия с социумом. Настоящим спасением паралингвистические средства невербального общения становятся для людей с нарушениями речи, а специализированная помощь во многом строится на развитии способности считывать и демонстрировать информационное сообщение и эмоции без слов.
Общение - основной процесс социализации, через который ребенок усваивает правила и способы жизни в обществе. Для людей с серьезными нарушениями речи процесс общения ограничен и единственными средствами остаются невербальные. Например, использование паралингвистических средств общения при алалии помогает влиться в социум, используя мимику, жесты, пантомимику при отсутствии возможности вербального контакта. Коррекционная работа с пациентами, имеющими этот диагноз, строится на развитии невербальных средств, тренировке при возможности ритма голоса и звуковых сочетаний, что само по себе уже оказывает стимулирующее действие на соответствующие отделы мозга.
"Эффект вечеринки" и уникальность речи
Удивительная способность восприятия голоса названа «эффектом вечеринки». Особенность ее в том, что человек при множестве звучащих голосов не просто слышит и узнает нужный, но настраивается именно на него, подавляя другие шумы и голоса.
Каждый человек имеет уникальный набор свойств голоса, манеру говорить, тембр, фонетические особенности произношения. Разговор хорошо знакомого мгновенно обращает на себя внимание даже при отсутствии говорящего в поле зрения слушателя, не требуется даже дополнительное подтверждение личности, при хорошей слышимости узнавание стопроцентное. Уникальность фонетических характеристик речи человека широко используется в качестве идентификации личности и является предметом множества экспериментов.
По результатам экспериментов, определение биофизических характеристик по речи находится в диапазоне 80-100 %, социально-психологические показатели считываются не так успешно, но особенности эмоционального поведения, уровень коммуникабельности и ситуационный настрой говорящего имеют высокие показатели. Данные результаты еще раз подтверждают значение паралингвистических средств взаимодействия, передающих в процессе общения гораздо больше информации об ораторе, чем содержится в озвучиваемом сообщении.