Фонетический разбор

Попробуем разобраться, что же такое фонетический разбор слов и предложений. Ведь в школе, уже в первом классе, ученики сталкиваются с необходимостью знать и уметь выполнять этот разбор. В некоторых детских садиках тоже проводят занятия по изучению звуков и букв. Скажу сразу, чтобы при этом не делать ошибок, ребенок должен обладать хорошим фонематическим слухом. И заниматься его развитием надо родителям еще в дошкольном возрасте. Тогда у детей будет значительно меньше проблем в учебе.

Фонетический разбор представляет собой изучение структуры слов, слогов и звуков. Детям недостаточно зазубрить правила, гораздо важнее уметь слушать и определять звуки, различать понятия буква и звук, правильно поставить ударение в словах и разбираться в транскрипции.

Для удобства составим план, согласно которому проведем фонетический разбор слов.

  • В начале надо грамотно записать слово. Ошибки недопустимы, иначе разбор будет неверным.
  • Разделить слово на слоги.
  • Показать, как правильно переносить это слово.
  • Указать место ударения.
  • Записать транскрипцию.
  • Выделить каждый звук, указать ударную и безударную гласную, показать какому согласному звуку соответствует буква.
  • Показать исключения, когда звук и буква не соответствуют друг другу.
  • Написать сколько всего звуков и букв в слове.

I. Например, разберем слово "друзья"

  1. Друзья.
  2. Друзь-я (2 слога).
  3. Это слово не переносится.
  4. Ударный второй слог.
  5. [друз/йа].
  6. Д- (Д) твердый, звонкий, согласный, парный Р - (Р) твердый, сонорный звук, звонкий, непарный, согласный, У- (У) гласный, безударный, З - (З/) звонкий, согласный, мягкий, Ь - нет звука, Я - (ЙА)- гласный, ударный звук.
  7. Буква Я соответствует двум звукам (Й А).
  8. 6 букв, 6 звуков.

II. 1. Похлебка.

2. По-хлеб-ка (три слога).

3. Переносится по слогам.

4. Под ударением второй слог.

5. [п^хл/опка].

6.  П - (П) согласный звук, глухой, твердый, парный, О (^)- безударная гласная, Х - согласный, глухой, непарный, Л- (Л/) согласный, сонорный звук, звонкий, мягкий, Е - (О)- ударная гласная, Б - (П) согласный, твердый, глухой, парный звук, А- (А) – безударная гласная.

7. Буква Б в этом слове слышится как глухой звук (П).

8. 8 звуков и 8 букв.

III. Слово "его" при разборе представляет определенные трудности.

  1. Его.
  2. Е-го (два слога).
  3. Не переносится по слогам.
  4. Ударный второй слог.
  5. [йи-во].
  6. Й-абсолютно непарный согласный , E (И) - безударный гласный, Г (В) - парный твердый и звонкий согласный, О (О) - гласный звук под ударением.
  7. Буква Г слышится как глухая буква В.
  8. 4 звука, 3 буквы.

Когда проводят фонетический разбор, следует обращать внимание на щипящие и непарные согласные, так как они представляют сложности. Ведь согласные бывают парные по мягкости и глухости, по твердости и звонкости. И все эти нюансы необходимо учитывать.

Например, слово "мышь":

  1. Мышь.
  2. 1 слог.
  3. Не переносится.
  4. Один слог.
  5. [МЫШ-].
  6. М - твердый, согласный, непарный звонкий, Ы - ударная гласная, Ш - согласный, твердый, шипящий.
  7. 3 звука и 4 буквы.

Фонетический разбор предложения лучше всего начинать с произношения его вслух.

1. Затем надо сделать транскрипцию каждого слова.

2. Указать, сколько звуков и букв имеется в каждом слове.

3. Выписать все буквы, а рядом в скобках указать звуки. Исключение составляют буквы Ъ и Ь, для них ставят прочерк.

4. Охарактеризовать каждый звук отдельно подробно.

Фонетический разбор настолько сложен, что следует учитывать много нюансов в каждом случае. Поясню на двух примерах:

  1. Буква Ь не имеет звука, но в слове она может придавать мягкость предыдущей согласной (друзья) или только орфографически ставиться, а фонетически не учитываться (мышь), ведь звук Ш в этом слове твердый.
  2. Есть непарные согласные - Ц, Щ, Й, Ч, которые являются непарными абсолютно по всем признакам, и это надо запомнить.

А остальные согласные учитываются парными по мягкости и твердости или по звонкости и глухости. Ж - парный, звонкий и твердый, непарный, согласный (жуть), Л и М - парный, твердый, непарный, звонкий (лагерь).

Комментарии