Алексей Евдокимов: биография и творчество
Алексей Евдокимов - лауреат “Национального бестселлера” - 2003 и автор скандальной, неоднозначно оцененной критиками “Головоломки”. Для Алексея и его коллеги Александра Гарроса (соавтора книги) роман стал дебютным. То, что он вызвал противоречивую реакцию, не стало для автора неожиданностью. С его слов, он и хотел написать “провокационную книгу, которая была бы энергична и жестка”.
Об авторе
Мама писателя родом из украинского Николаева, там в 1975 году и родился Алексей. В паспорте Украина указана как место рождения. Как говорит писатель Алексей Евдокимов, в биографии этот факт сыграл негативную роль, и гражданство он смог получить в порядке натурализации. На самом деле их семья живет в Риге с 1950 года, с тех самых пор, как деда, военного летчика, перевели в этот город. Здесь же Алексей окончил школу и филфак в университете. Работал в латвийских изданиях публицистом и литературным критиком.
После дебюта в 2001-м книгой “Головоломка” вместе с А. Гарросом опубликовали:
- “Серую слизь” - роман был выпущен в 2005 году;
- “Фактор фуры” - в 2006-м;
- “Чучхе” - сборник повестей вышел в печать в 2006 году.
Как все начиналось?
С Александром Гарросом, соавтором многих книг, Алексей Евдокимов познакомился в 8-м классе. Оба интересовались журналистикой, нашли общий язык и подружились. Школа была с филологическим уклоном. Алексей поступил в МГУ на заочное отделение и занялся газетным делом. Университет пришлось бросить, работал с лицейским дипломом как “младший редактор”. После окончания филфака в издательство пришел А. Гаррос.
Они вместе трудились в рижской газете “Час”, после - занимались литературой. “Головоломка” стала первой серьезной работой. В их планы входило написать жесткий триллер, что-то социально-провокационное. Сюжет довольно простой - банковский пиарщик случайно убивает своего начальника. Потом герой, вполне мирный гражданин, понимает, что решать проблемы путем насилия и выгодно, и приятно, и входит во вкус.
Офисный клерк, ошалевший от своей рутинной жизни, трансформируется в городского хищника - опасного и непредсказуемого. В этом и заключается провокационность романа. К тому же завершается роман неоднозначно, - читатель волен сам предполагать, хорошо все закончилось для героя или плохо. В книге все названо своими именами, текст, возможно, местами очень резок. Но это и входило в планы создателей - заострить внимание, и помнить о том, что черное - это черное.
На Западе литература такого рода уже давно существует. Создатели романа просто адаптировали его “на русскую почву”, и он стал на российском рынке новинкой. Они и не ожидали, что получат нацбест, где основным бонусом идет издание книги большим тиражом.
Гаррос - Евдокимов
“Фактор фуры” - еще один совместный роман Гарроса и Алексея Евдокимова. Как-то они вместе ехали в Питер и вплотную к их автобусу шла огромная фура. Они обсуждали планы на будущее, кто-то сказал: “И тут фуру заносит”. Какой-то миг - и грош цена всем планам. Вот она - непредсказуемость жизни, которой они и посвятили второй роман. О названии не пришлось думать долго: “Фактор фуры”.
Алексей тяжело переживал смерть друга и соавтора, в интервью, посвященном Александру Гарросу, сказал: “Все, что мы пишем о непоследовательности, жестокости, относится в какой-то мере и к нам самим. Когда беспощадная алогичность касается близкого человека, то задаешься вопросом: почему он?”
А. Гаррос умер в апреле 2017 года. У него диагностировали рак в сентябре 2015-го, вскоре после рождения второго ребенка. Была надежда, что все обошлось. Но в феврале 2017-го ему стало хуже – он умер 6 апреля в израильской больнице.
Одиночная эстафета
Алексей Евдокимов продолжил писать книги. Дебютом в “одиночном катании” стал роман “Тик”, опубликованный в 2007 году, повествующий о Тайной Истории Кино. Ее восстанавливают совершенно незнакомые друг с другом люди на популярном сайте в Рунете - расследуют совпадения в судьбах звезд, закономерности, связывающие самые жуткие преступления столетия и шедевры искусства. Увлечение кажется игрой, пока они не стали в ней пешками.
В 2008 году вышел триллер “Ноль-ноль” об игре. В сетевые и ролевые, в них играют школьники и студенты, менеджеры и фотомодели, читатели и писатели. Притворяются супергероями, королями, эльфами, инопланетянами. Их жизнь стала безумием - тратят деньги, бросают работу, семью, готовы на все, чтобы продолжить игру.
В 2010-м увидела свет книга “Слава Богу, не убили” - смесь жесткого детектива с документалистикой, плутовского романа с притчей. О современной России можно писать только в таком жанре, уверен автор. То, что их этого вышло, не может не ужаснуть, может рассмешить, но главное - заставляет задуматься, по чьим правилам мы живем. Герой книги - бедный провинциал, обитающий в столице нелегально, - случайно становится участником интриги, где на кону миллионы долларов, а главный игрок - генерал-силовик.
От триллера до путеводителя
Книга “Рига”, опубликованная в сентябре 2017-го, будет полезна всем, кто собирается в столицу Латвии или любит этот город. Автор дает советы, куда сходить, что есть и пить, что посмотреть. Те, кто подумывает купить квартиру, найдут в книге много полезного для себя - о получении визы, о ведении бизнеса, подробности о состоянии рынка недвижимости.
Провокационные романы писателя Алексея Евдокимова непривычны для российского читателя. Они вызывают противоречивые мнения, но, что ни говори, пользуются популярностью. Евдокимов великолепно владеет формой романа. Он - непримиримый сатирик, и, как у истинного мастера этого жанра, взгляд на общество у него крайне пессимистичен.
За четырнадцать лет, от “Головоломки” до “Риги”, Алексей Евдокимов заметно изменился: из подающего надежды романиста он переквалифицировался в зрелого публициста и мудрого редактора.