Проблема бытия в философии: вечный вопрос человечества
Бытие - фундаментальная категория философии, волнующая умы мыслителей на протяжении тысячелетий. Этот "вечный вопрос" человечества до сих пор не находит однозначного ответа. Давайте разберемся в многообразии подходов к пониманию бытия.
1. Истоки проблемы бытия в античной философии
Впервые о бытии как о философской проблеме заговорил древнегреческий мыслитель Парменид в 6 веке до н.э. Он понимал бытие
как нечто вечное, неизменное и единое. В противовес ему Гераклит утверждал, что мир находится в постоянном движении и изменении. Так зародился спор между сторонниками статичного и динамичного видения бытия, продолжающийся по сей день.
Ученик Парменида Платон развил идею учителя, выдвинув концепцию мира эйдосов
- вечных сущностей или идей, составляющих подлинное бытие. Материальный же мир, согласно Платону, является лишь бледной тенью мира идей. Наиболее яркое выражение это представление нашло в его притче о пещере.
Люди подобны узникам в пещере, которые видят лишь тени на стене и принимают их за реальность.
Ученик Платона Аристотель подверг критике теорию идей своего учителя. Взамен он предложил различать два вида бытия: бытие как возможность и бытие как действительность.
2. Бытие Бога как высшая реальность в средневековой философии
В эпоху европейского Средневековья господствующей стала христианская концепция Бога как творца мира. Бытие более не мыслилось как нечто самодовлеющее, но было неразрывно связано с Богом.
Проблема бытия трансформировалась в вопрос о соотношении Бога и мира. Одни мыслители, в частности Августин Блаженный, отстаивали полное подчинение мира Божественной воле. Другие, такие как Фома Аквинский, пытались обосновать некую автономию и естественные законы мироздания.
Важное место в средневековой философии заняли попытки логически доказать бытие Бога. Наиболее известная из них принадлежит Ансельму Кентерберийскому, сформулировавшему так называемое онтологическое доказательство:
Бог есть существо, более которого нельзя помыслить. Если бы оно существовало только в разуме, то можно было бы помыслить нечто большее - то же самое существо, но уже реально существующее. Значит, Бог обязательно существует не только в разуме, но и в действительности.
Однако подобный подход подвергся резкой критике со стороны мыслителей последующих эпох, в частности Иммануила Канта.
3. Проблема субстанции как основы бытия в философии Нового времени
С наступлением Нового времени в европейской философии на первый план выходит понятие субстанции
как первоосновы всего сущего. Однако подходы к трактовке субстанции разнятся. Родоначальник эмпиризма Фрэнсис Бэкон и рационалист Рене Декарт исходили из дуализма духовной и материальной субстанций. В противовес им Томас Гоббс и барон Д’Ольбах развивали материалистическое понимание единой природной субстанции.
Наиболее радикальную позицию занял Джордж Беркли, отрицавший самó понятие материальной субстанции и сводивший бытие к субъективным ощущениям в сознании субъекта. Дэвид Юм пошел еще дальше, поставив под сомнение реальность как материальной, так и духовной субстанции.
4. Кант о "вещи в себе" как границе человеческого познания
Переломным моментом в истории проблемы бытия философии стала "Критика чистого разума" Иммануила Канта. Он решительно отверг возможность познания сущности бытия, которую обозначил как "вещь в себе". Попытки же определить природу субстанции Кант назвал бесплодными спекуляциями.
Мы имеем дело не столько с предметом, сколько со своими представлениями о нем; вещь в себе недоступна нашему рассудку.
Таким образом Кант провел резкую грань между субъектом и объектом познания, между явлением и вещью в себе. Последняя, по его мнению, абсолютно непостижима и выносится за пределы возможного человеческого опыта.
5. Гегель о тождестве бытия и мышления
Идеалист Георг Гегель подверг резкой критике кантовское противопоставление субъекта и объекта. Он исходил из их изначального тождества, при котором разум человека является проявлением абсолютного духа. Таким образом, согласно Гегелю, бытие неразрывно слито с мышлением и познаваемо через диалектическое развертывание абсолютной идеи.
Противоположная точка зрения была высказана позитивистами во главе с Огюстом Контом, настаивавшими на строжайшем разделении онтологических и гносеологических вопросов. Они сводили философию к "науке наук" и отрицали самостоятельную ценность метафизических рассуждений о бытии.
6. Материалистическая диалектика Маркса и проблема общественного бытия
Основоположники марксизма Карл Маркс и Фридрих Энгельс развивали материалистическое понимание бытия, исходя из природной и общественной практики людей. Подлинное бытие для них составляет не отвлеченная "вещь в себе", но конкретный материальный мир, преобразуемый общественным человеком.
Бытие людей определяется их общественным бытием.
Таким образом, Маркс выделяет особую сферу бытия общества, законы развития которого выявляются с помощью диалектического метода. Эти идеи оказали колоссальное влияние на социальную философию и науку XX века.
7. Экзистенциализм: от общественного бытия к бытию индивидуальному
Немецкий философ Мартин Хайдеггер подверг критике как традиционный онтологизм, так и социоцентрические теории. В противовес им он сформулировал идею особого бытия человеческого существования, которое можно постичь, лишь "прислушавшись" к его внутреннему зову. По Хайдеггеру, современная техногенная цивилизация утратила изначальный смысл бытия.
"Бытие — это не Бог и не основа мира, а то, что всегда ближе всего человеку". Мартин Хайдеггер
Эти идеи развил французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр, писавший о трагичной обреченности человека на свободу выбора собственного пути и ответственности за этот выбор. Так в философии XX века центр тяжести сместился от проблемы бытия общества к уникальному бытию отдельной человеческой личности.
8. Русская религиозная философия о всеединстве бытия
Особое направление в осмыслении онтологической проблематики представляет русская религиозная философия, стремившаяся преодолеть противопоставление Бога и мира, духа и материи. Ее яркий представитель Владимир Соловьев развивал идею Всеединства, объемлющего все формы бытия.
"Истинное бытие есть живое единство, оно неделимо и неразложимо на отвлеченные элементы". Владимир Соловьев
Сходные взгляды разделяли Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Павел Флоренский. Они писали о синтезе Божественного и человеческого, небесного и земного в Цельном бытии.
9. Постмодерн: многообразие вариантов бытия
В постмодернистской философии отрицается возможность какой-либо универсальной онтологии. Бытие признается принципиально множественным, расколотым на бесконечное число индивидуальных реальностей и языковых практик. Это хорошо выразил Илья Пригожин, говоря о современной науке:
Нет единой реальности, есть множество версий реальности, порождаемых разными способами описания.
Каждая культура и эпоха формируют свои, несовпадающие друг с другом, "картины мира". В итоге никакого универсального бытия не остается - лишь частные вариации "онтологических игр".
10. Взаимопроникновение реальностей в синергетике
Согласно подходу синергетики и теории самоорганизующихся систем, реальность представляет собой взаимосвязь множества структур или уровней бытия. Они находятся в непрерывном диалоге, обмениваясь энергией, веществом и информацией.
Таким образом никакое явление нельзя рассматривать изолированно: социальные и ментальные феномены переплетены с биологическими и физико-химическими процессами. Между этими сферами бытия происходит постоянный двусторонний обмен импульсами и влияниями.