Великий шелковый путь: история, территория, развитие и влияние
Великий шелковый путь – это маршрут, по которому шли караваны с товарами из восточной Азии в Средиземноморье. С незапамятных времен люди торговали между собой. Но это была не просто торговая дорога, это была связующая нить между странами и народами, по которой проходили экономические, культурные и даже политические связи.
Торговля, ее значение в развитии человеческого общества
Там, где шли караваны, возникали города, они становились культурными и экономическими центрами, сыгравшими важную роль в истории цивилизаций.
Торговля начиналась с простого обмена товарами, которых не было в одном месте, но их было избыточно в другом. Это были самые важные товары: соль, цветные драгоценные камни и металлы, благовония, лекарственные травы и пряности. Сначала это был обычный бартерный обмен, когда один товар менялся на другой, а потом, с развитием экономических отношений, началась купля-продажа товара за деньги. Так зародилась торговля, которой необходимы были места ее совершения, другими словами, места торговли: торжища, базары, ярмарки.
Тропы, по которым передвигались караваны купцов, соединяли между собой далекие страны, города и народы. Системы определенных караванных путей, соединяющих различные страны Ближнего и Среднего Востока, появились уже во времена неолита и получили широкое распространение в эпоху бронзы.
Пути, позволяли проводить не только торговлю, но и обмен между различными частями цивилизации на культурном уровне. Отдельные отрезки его сливались, дороги уходили все дальше на запад и восток, север и юг, охватывая все новые и новые территории. Так возник Великий путь, как сказали бы в наше время, трансконтинентальная магистраль, обеспечивавшая в течение долгих веков торговый и культурный диалог различных культур и цивилизаций.
Время появления Великого шелкового пути, дата
Начало проложения дорог, по которым пройдет Великий путь, можно отнести ко второй половине II века до н. э. Определяющую роль в этом сыграл выдающийся китайский чиновник, дипломат и лазутчик – Чжан Цзян.
В 138 году до н. э. он двинулся с опасной дипломатической миссией к кочевому народу юэчжей и выявил для китайцев Запад Средней Азии – страны Согдиану и Бактрию (ныне территории Узбекистана, Таджикистана, Афганистана). Он был поражен, узнав, каким был спрос на товары из Китая, и ошеломлен количеством товаров, о которых в Китае не имели ни малейшего представления.
Как создавался Великий путь
Возвратившись на родину в 126 году до н. э., этот чиновник направил императору свой доклад о преимуществах торговли с Западными странами. В 123-119 гг. до н. э. войска Китая нанесли поражение племенам сюнну, сделав путь из Поднебесной на Запад безопасным. Таким образом, были соединены в единое целое две дороги:
- С Востока на Запад, в Среднюю Азию. Она была разведанна Чжан Цзянем, прошедшем эту часть пути с Севера на Юг, сквозь Давань, Кангюй, Согдиану и Бактрию.
- И вторая – шедшая с Запада на Восток, из среднеземноморских стран в Срединную Азию. Она была разведана и пройдена эллинами и македонянами во время походов Александра Македонского, до реки Яксарта (Сырдарьи).
Образовалась единая магистраль, соединившая две великие цивилизации – Западную и Восточную. Она не была статической. Развитие Великого шелкового пути позволило соединить еще больше стран и народов. По свидетельству китайских и римских документов, по этой дороге пошли караваны с товарами, дипломатические миссии и посольства.
Первое описание
Самое первое отображение пути из Восточной части Средиземноморья до Китая было описано македонцем Маем. Который лично не бывал в Китае, а использовал доносы своих разведчиков. Они составляли свои сведения об этой стране от населения Средней Азии. Частичные отображения дорог, которые ведут с Запада на Восток, можно обнаружить в документах греков, римлян и парфян.
Согласно им и данным археологических раскопок, в период I в. до н. э. – I в. н. э. Восток и Запад соединялись путями, о которых поговорим подробнее.
Южный морской
Он пролегал из Египта в Индию, брал начало в портах Миос Хормус и Бреника на Красном море и далее обходил Аравийский полуостров к портам индийского побережья: Барбарикон на реке Инд, Баригаза на Нармада и порта Мирмирика на южной стороне полуострова. Из индийских портов товары везлись либо во внутрь страны, либо на Север, в Бактрию. На Восток путь шел обходным путем, минуя полуостров, сразу в страны азиатского Юго-Востока и Китай.
Где проходили пути-дороги
Ветви Великого шелкового пути начинались в Риме и сквозь Средиземное море вели прямо к сирийскому Гиерополю, откуда, проходя Месопотамию, Северный Иран, Срединную Азию, пролегали в оазисы Восточного Туркестана и следовали далее в Китай. Отрезок пути Срединной Азии брал начало в Арее, откуда тропа делала отклонение на север и пролегала в Антиохию Маргиланскую. Далее на юго-запад к Бактрии, а потом шло разделение по двум направлениям – на север и восток.
Кроме этого, существовала Северная дорога Великого шелкового пути. Она шла по переправе через Амударью в районе Тармиты (Термез) и далее вдоль реки Шерабад пролегала к Железным Воротам. От Железных Ворот дорога выходила к Акрабату, а затем поворачивала на север в область Кеш (нынешний Шахрисабз и Кетаб) и шла до Мараканды.
Отсюда, преодолевая Голодную Степь, дорога шла в Чач (Ташкентский оазис), Фергану и далее в Восточный Туркестан. От Тармиты по долине Сурхандарьи дорога шла в горную страну, находящуюся в районе современного Душанбе, и дальше до Каменной Башни, недалеко от которой находилась стоянка купцов. После нее Великий шелковый путь огибал с северной и южной стороны пустыню Такла-Макан, разделяясь на две дороги.
Южная ветвь шла через оазисы Яркенда, Хотана, Ний, Мирана и в Дуньхуа соединялась с Северным участком, который проходил оазисы Кизила, Кучи, Турфана. Потом путь пролегал рядом с Великой Китайской стеной до столицы Небесной империи - Чаньаню. На сегодня имеется предположение, что он шел дальше до Кореи и далее до Японии и оканчивался в ее столице Наре.
Степной путь
Еще одна дорога Великого шелкового пути проходила севернее Средней Азии и брала свое начало в северных городах Причерноморья: Ольвии, Тире, Пантикапее, Херсонесе, Фанагории. Далее степная дорога шла от приморских городов к крупному античному городу Танаису, расположенному в нижней части Дона. Далее через степи южнорусские, Нижнее Поволжье, земли Арала. Потом через Юг Казахстана на Алтай и Восток Туркестана, где соединялась с основной частью пути.
Нефритовый отрезок пути
Один из маршрутов, проходящих в северном направлении, шел до Приаралья (Хорезм). Через него осуществлялась поставка во внутренние области Средней Азии – в Ферганский и Ташкентский оазисы.
Как часть Великого шелкового пути существовал и Нефритовый путь, по нему везли в Китай очень ценившийся там нефрит. Его добывали в Прибайкалье, откуда через Восточные Саяны, оазис Хотан он доставлялся в Серединный Китай.
Путь и Великое переселение народов
Он был не только торговой дорогой, через него шло Великое переселение народов. По нему, начиная с I в. н. э., с Востока на Запад проходили племена кочевников: скифов, сарматов, гуннов, аваров, болгар, печенегов, мадьяр и прочих «несть им числа».
В торговле Востока и Запада большая часть товара двигалась с востока на запад. В Риме, во времена его расцвета, китайский шелк и прочие товары из таинственного Востока пользовались большой популярностью. С IX в. этот товар активно закупался Западной Европой. Арабы принесли их на Юг Средиземноморья и далее до Испании.
Товары, которые шли через шелковый путь
Ткани из шелка и шелк-сырец - это основной товар на Великом шелковом пути. Их было очень удобно переправлять на дальние расстояния потому, что шелк легок и тонок. Его очень ценили в Европе, он продавался по цене золота. Китай имел монополию на производство шелка примерно до V-VI в. н. э. и еще долго был центром по производству и экспорту шелка наряду со Средней Азией.
В средние века Китай торговал так же фарфором и чаем. В Китай из стран Ближнего Востока и Центральной Азии поставлялись ткани из шерсти и хлопка. Из стран Южной и Юго-Восточной Азии торговцы доставляли в Европу специи и пряности, стоившие в Европе дороже золота.
По пути шли все товары, которые существовали в то время. Это золото и изделия из него, бумага, порох, драгоценные камни и ювелирные изделия, посуда, серебро, кожа, рис и так далее.
Значение Великого пути
Маршруты Великого шелкового пути были полны опасностей, которые поджидали на каждом шагу. Путь был долгим и сложным. Не всем удавалось его преодолеть. Что бы от Пекина добраться до Каспия требовалось более 250 дней, а то и целый год. Этот путь всегда являлся проводником не только торговли, но и культуры. Много в истории связано с Великим шелковым путем. Личности великих правителей, знаменитых людей, живших в городах, расположенных на территории его прохождения, вошли в историю человечества. С караванами ходили не только торговцы, но и поэты, художники, философы, ученые, паломники. Благодаря им мир узнал о Христианстве, буддизме, исламе. Мир получил секрет пороха, бумаги, шелка, узнал о культуре различных уголков цивилизации.
Опасные дороги
Для того, чтобы караваны беспрепятственно шли по Великому шелковому пути, на территории его прохождения нужен был мир. Это можно было обеспечить двумя способами:
- Создать колоссальную империю, которая могла контролировать всю территорию его прохождения.
- Разделить эту территорию между крепкими государствами, имеющими возможность создать безопасные пути для торговцев.
История Великого шелкового пути знает три таких периода, когда одно государство полностью его контролировало:
- Тюркский каганат (конец VI в.).
- Империя Чингиз-Хана (конец XIII в.).
- Империя Тамерлана (конец XIV в.).
Но из-за огромной длины торговых путей установить необходимый контроль было чрезвычайно трудно. «Раздел мира» между большими государствами – это наиболее реально существовавший способ.
Утрата влияния Великого шелкового пути
Закат пути, прежде всего, связывается с развитием морской торговли и мореплавания у берегов Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Морское передвижение в XIV-XV в. было намного безопаснее, короче, дешевле и привлекательнее сухопутных дорог, полных опасностей.
Путь морем из Юго-Восточной Азии в Китай длился приблизительно 150 дней, в то время как сухопутный путь имел продолжительность чуть меньше года. Грузоподъемность корабля равнялась весу, который перевозил караван в 1000 верблюдов.
Это послужило тому, что Великий шелковый путь к XVI в. постепенно утратил свое значение. Только отдельные его части еще сотню лет продолжали вести караваны (торговля Средней Азии с Китаем продолжалась до XVIII века).