Методы обучения в педагогике
Метод — это способ достижения цели. В педагогике метод — это способ совместной деятельности учащихся и учителя, в результате которой происходит передача знаний, а так же умений и навыков. Методы обучения в педагогике делятся на три группы — это пассивный, активный и интерактивный метод.
Пассивные методы обучения в педагогике считаются самыми неэффективными и сводятся к тому, что учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Примеры пассивных уроков — лекция, опрос, тест, контрольная работа. Некоторые учителя, не смотря на все минусы пассивного обучения предпочитают этот метод, так как он легок в подготовке и дает возможность выдать учебный материал в большом количестве за ограниченное рамками урока время. В руках опытного учителя этот авторитарный стиль дает хорошие результаты.
Активные методы обучения в педагогике более демократичны, так как учащиеся на уроке не просто пассивные слушатели, а активные участники урока, имеющие с учителем равные права. Современной формой активных методов можно считать интерактивные методы, отличающиеся от последних тем, что учащиеся общаются на равных не только с учителем, но и между собой. Цель интерактивных уроков состоит не только в закреплении изученного материала, а в большей степени в изучении нового.
Среди активных методов обучения наиболее известны проблемное обучение, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, игровое производственное проектирование и семинар-дискуссия.
При проблемном обучении процесс усвоения новых знаний учащимися становится похожим на поисковую или исследовательскую деятельность. Успех обучения по этому методу обеспечивается совместной деятельностью обучающихся и преподавателя, задачей которого становится не просто сообщение новых знаний, а приобщение своих слушателей к объективно существующим противоречиям развития и истории познания и способам их успешного разрешения. Учащиеся вместе с преподавателем и под его руководством открывают для себя новое в какой-либо из областей науки, то есть процесс получения новых знаний в данном случае сродни деятельности изобретателя или исследователя.
При обычном подходе новая для учащегося информация вводится в процессе обучения как нечто известное и подлежащее передаче от учителя к ученику. Учащийся в процессе обучения должен усвоить информацию, запомнить ее и переработать. При проблемном обучении новая информация вводится как нечто неизвестное и подлежащее открытию и исследованию. Роль учащегося в данном случае весьма активна. При этом он незаметно для себя включается в процесс открытия нового знания.
Активные методы обучения в педагогике не исчерпываются проблемным обучением. Одним из наиболее распространенных и эффективных методов является анализ конкретных ситуаций или case-study. Этот метод выявляет и развивает способность учащегося к анализу реальных, но не вымышленных ситуаций — жизненных или производственных. Встречаясь с какой-либо ситуацией, учащийся определяет наличие проблемы в данной ситуации и в чем она заключается, а также формирует свое к ней отношение.
Методы обучения в педагогике могут быть и весьма оригинальными. Одним из таких интересных методов обучения является игровой метод активного обучения, называемый разыгрыванием ролей. При этом между участниками учебного процесса распределяются проблемы и особые роли. При этом может быть разыграно, скажем, производственное совещание. При этом каждый из участников «выступает на совещании» сообразно собственной роли.
Особенно популярны активные методы обучения в высшей школе. Здесь как нигде необходимо вовлекать учащихся в творческий процесс познания и усвоения новых знаний. Семинары, дискуссии, диспуты и прочие активные методы обучения помогают студентам лучше усвоить новые знания и успешно применять их на практике.