Благоустройство общественных пространств – что это?
Благодаря СМИ, понятие «благоустройство общественных пространств» нередко ассоциируется с депутатскими отчетами о торжественном открытии детской песочницы в городском парке. Это не имеет никакого отношения к мощному тренду в урбанизме – новой городской среде с развитой системой благоустроенных территорий.
Основные понятия
Открытые общественные пространства стали самым дефицитным ресурсом в мировых мегаполисах. Это хорошо понимают прогрессивные городские власти, вкладывая в благоустройство таких мест немалые средства. И получают в итоге серьезный выигрыш в эффективном использовании каждого квадратного метра и развитии городов в «правильном» направлении. Давайте разберемся с этой «правильностью», а заодно и с главными понятиями темы.
Общественное пространство – это часть городской среды, которая доступна для всех и в любое время.
Городская среда – понятие емкое, поэтому его формулировки в Сети отличаются громоздкостью и разнообразием. Остановимся на коротком варианте: городская среда – это то, что наполняет город и влияет на жизнь горожан. Общественные пространства формируют контекст городской среды.
По логике изложенных определений к общественным пространствам относится практически все в городе: парки с песочницами, улицы с трамваями, площади с горячими пирожками, музеи с турникетами. Все верно. Но, поскольку мы говорим о последних трендах в урбанизме, добавим к понятию «общественное пространство» слово «новое».
С чего все началось?
Все началось в 1961 году с выходом знаменитой книги «Смерть и жизнь больших американских городов» Джейна Джекобса. Именно эта книга положила начало формированию совершенно новых взглядов на развитие современных городов. Началась революция в головах и на чертежных планшетах.
Например, тезис «главный в городе – пешеход, а не автомобиль» подтолкнул развитие пешеходных зон в городах всего мира. Книга стала учебником нового урбанизма с его принципами и новыми приоритетами. Вот некоторые из них:
- Современное градостроительство ломает и уничтожает сложившиеся людские сообщества.
- Новые спальные района в виде типовой застройки – это зло с тяжелыми социальными последствиями.
- Любые проекты городских властей должны основываться на тщательных наблюдениях за повседневной жизнью горожан, а не на собственных абстрактных идеях.
- Лучше строить жилые, офисные и общественные здания вперемешку, чтобы улицы были активными круглосуточно.
- Нужно сохранять здания застройки разных эпох.
Новый урбанизм принес в мировую архитектуру новые идеи: ценность любого города обусловлена тем, насколько он нравится его собственным жителям. Город похож на организм со сложными коммуникационными связями, это пространство для новой социальной инженерии.
Зачем все это нужно?
Власти лучших городов мира давно и много инвестируют в развитие общественных пространств. Эти инвестиции имеют под собой вполне прагматические расчеты будущих дивидендов. Эстетика комфортных и нестандартных новых общественных пространств становится магнитом для переезда в город активных и творческих людей. Повышается общее качество мегаполиса, растет статус горожан, дорожает стоимость земли и недвижимости.
Грамотная организация общественного пространства нового поколения обладает высочайшей социальной значимостью. Она стимулирует творческую активность людей, которые начинают чувствовать себя частью единого организма большого города.
Самоидентификация человека – еще один важнейший фактор новой городской среды. А эстетика ландшафта влияет на понимание главных принципов экологии и отношений человека с природой.
Социальная и бюджетная значимость
Кроме самоидентификации и новых способов межчеловеческих коммуникаций, новые общественные пространства несут следующие социальные дивиденды:
- городские территории начинают застраиваться сбалансированно;
- увеличивается продолжительность жизни горожан (и это не шутка);
- повышается общий уровень физической культуры и здорового образа жизни;
- растет социализация людей во всех возможных ее проявлениях;
- повышается уровень экологической безопасности.
Общественные пространства нового типа можно расценивать как экономический капитал с самым положительным влиянием на бюджет города:
- рост стоимости аренды городской недвижимости, включая коммерческую;
- появление новых компаний в секторе услуг и торговли;
- рост притока туристов.
Классификация
Существуют разные способы классификации пространств. Самый привычный – делить объекты по принадлежности:
- публичные;
- приватные;
- смешанного характера.
Открытые пространства разводятся на две категории с архитектурной точки зрения:
- урбанистическая категория пространств в виде площадей и улиц;
- зеленая категория пространств, включающая в себя парки, скверы и бульвары.
Особая категория общественных пространств – это набережные, которые совмещают в себе функции пляжа, променада и парка.
Принципы формирования общественных пространств
Их несколько:
- «Прежде всего люди»: проекты публичных территорий не должны содержать никаких коммерческих компонентов.
- Здоровье людей является важной частью экономического благосостояния и роста.
- Обязательно должны быть специальные спортивные пространства для двигательной активности горожан.
- В общественных пространствах нужно проектировать максимальное число разнообразных программ с возможностью их периодически менять.
- Равный доступ всех граждан, включая малоимущих и пенсионеров, должен быть повсеместным и без каких-либо обсуждений.
- Новые проекты должны отображать культурное многообразие.
- Общественные пространства нового поколения должны подчеркивать уникальность территории и города.
Новая жизнь старого склада
Список принципов можно продолжать. Главное – хорошо понимать цель благоустройства нового пространства. Великолепным тому примером может служить знаменитый проект филармонии на Эльбе в Гамбурге. Городские власти сформулировали цель благоустройства заброшенной территории речного порта следующим образом: вдохнуть новую жизни в незаслуженно забытый район города. Реализация проекта стоила огромных средств и долгого времени, зато сейчас уникальное здание филармонии, надстроенное над старым речным складом, притягивает к себе многочисленных гостей со всего мира.
Новый российский урбанизм и джентрификация
На первом фото к статье - новый парк в Краснодаре, строящийся по всем канонам современного урбанизма с системой общественных пространств. Этот парк будет полностью готов к весне 2019 года, но уже сейчас он может на равных поспорить со знаменитым московским «Зарядьем» – предметом гордости столичных градостроителей.
Но до этих грандиозных общественных объектов мирового уровня российский урбанизм прошел исторические этапы своего развития. Все началось с формирования общественных пространств в старых промышленных зонах: в 2004 году на «Красном Октябре» появилась знаменитая «Стрелка».
Через три года открылся культурный центр «Винзавод» с многочисленными выставками и галереями. "Винзавод" стал первым позитивным опытом в России интереснейшего явления в новой городской среде – процесса джентрификации. Джентрификация – это оживление и реконструкция запущенных районов за счет притока жителей с более высокими доходами, в результате чего происходит смена обитателей района на состоятельных и статусных.
Концепция городской среды и новых общественных пространств начинает набирать обороты в российских городах. И это отличная новость, потому что принципы и технологии современного урбанизма направлены прежде всего на повышение качества жизни жителей.