Американский закон о регулировании трудовых отношений. Закон Вагнера: особенности, история и интересные факты

К знаменитому американскому закону Вагнера экономисты и политики относятся по-разному. Одни относят его к самым передовым и называют вершиной либерального трудового законодательства. Другие считают этот закон одной из причин безуспешной борьбы с жесточайшей безработицей, царившей в 30-е годы в США. Так или иначе, исторический контекст и появление закона Вагнера о трудовых отношениях – интереснейший управленческий кейс, который вполне годится для изучения в экономических школах.

Исторические уточнения

В деловой литературе часто фигурирует выражение «закон Вагнера 1935 г. в США». Это неслучайно. Если вы будете искать просто «закон Вагнера», скорее всего, найдете другой закон - немецкий. Он также относится к экономической сфере и описывает рост национального производства. Автора немецкого закона, выпущенного в 1892 году, звали Адольфом Вагнером. Американского сенатора, предложившего закон Вагнера в 1935 году, звали Робертом Вагнером.

Все началось с Великой депрессии

Принятие новых законодательных инициатив, касающихся социальной сферы, лучше рассматривать с учетом исторического контекста. Закон Вагнера был принят в США в 1935 году. Эта дата многое объясняет: в стране был пик Великой депрессии – сильнейшего мирового экономического кризиса 30-х годов прошлого столетия.

За три года до этого президентский пост впервые занял Франклин Рузвельт, выигравший выборы в США на гребне обещаний принять срочные меры по ликвидации тяжелейших социальных и экономических потрясений. В то время одних только безработных в стране было 47 % от всего трудоспособного населения. Рузвельт и его команда объявили о начале обширной антикризисной программы «Новый курс», частью которой явился в итоге закон Вагнера.

«Новый курс» Франклина Рузвельта

Антикризисная программа включала в себя множество параллельных действий в экономике и социальной сфере. Была создана Национальная Администрация восстановления промышленности, которая занималась развитием честной конкуренции, квотами на выпуск продукции, рыночными ценами, уровнем заработных плат и т. д.

Самым жестким реформам подверглась банковская система: например, искусственная девальвация доллара, запрет вывоза золота и полное закрытие мелких банков.

Изменения в социальной сфере были начаты в качестве превентивных мер в потенциальных конфликтах и волнениях рабочих на предприятиях. Авторы закона Вагнера рассчитывали на рост среднего дохода и прекращение многочисленных протестных митингов. Примирение двух сторон с помощью профсоюзов в качестве посредников стало главной «поведенческой» идеей.

Суть закона Вагнера

Официальное название акта – «Закон о трудовых отношениях». Главной целью авторов была минимизация массовых конфликтов рабочих со своими нанимателями. На фоне этого был даже учрежден новый федеральный орган для мониторинга и контроля претензий рабочих – Национальное управление по трудовым отношениям. Решения этого органа имели силу закона - полномочий у новых чиновников хватало.

Впоследствии, правда, оказалось, что главная цель в итоге достигнута не была. Но в любом случае закон изменил многое.

Прежде всего он дал право рабочим не только организовывать свои профсоюзы, но и позволил проводить забастовки, пикетирования и другие акции протеста для отстаивания своих интересов. В дополнение к этому, закон запрещал работодателям иметь дело с людьми вне системы профсоюзов.

Кстати, закон Вагнера обходил стороной железнодорожную и авиационную отрасли. На государственных служащих он также не распространялся.

Что получили профсоюзы

У профсоюзов наступил настоящий праздник. У них появилось право выбирать модели контрактов и условия рабочих договоров, чтобы диктовать их предпринимателям.

По замыслу авторов, закон Вагнера (1935 г.) регулировал неравенство между рабочими, которые не входили ни в какие профессиональные объединения. Новая практика коллективных трудовых договоров стала обязательной для всех компаний. Теперь они заключали их только с независимыми профсоюзами. Более того, никто не имел права вмешиваться в работу или критиковать деятельность последних. Если члена профсоюза не принимали на работу, это считалось дискриминацией с соответствующими штрафными санкциями в рамках нового закона.

Что получили предприниматели

Удивительно, но закон Вагнера был беспрецедентно жестким по отношению к предпринимателям. Социалистические партии всего мира аплодировали администрации Рузвельта за его принятие.

Работодатели теперь несли серьезные наказания за «нечестное трудовое поведение» - новое понятие, введенное в законе. Оно включало в себя нарушение прав рабочих, преследование профсоюзных деятелей, приглашение на работу штрейкбрехеров и т. д. Наблюдением и определением наказаний занималось Национальное управление по трудовым отношениям.

Компании теперь были вынуждены вести переговоры с профсоюзами по поводу уровня заработной платы, медицинского обслуживания, пенсий и другим социальным вопросам. Они терпели бойкот и новый вид забастовок – «юридических»: когда профсоюзы приглашали работников на забастовку, организованную на других предприятиях.

Работодатели не имели права принимать на работу людей, не состоящих в профсоюзах. Профсоюзы начали править бал по-настоящему.

Предприниматели поменялись ролями с рабочими: теперь протестовать начали они. Их протесты выражались не в уличных митингах, а в судебных исках и напряженной работе корпоративных юристов. Через два года после принятия закона группа сталелитейных компаний подала иск по поводу несоответствия закона Вагнера Конституции США. Иск был проигран.

Критика закона

В США закон Вагнера критиковали не только предприниматели. Американская федерация труда, являющаяся самой крупной профсоюзной организацией в стране, выдвинула обвинение против главного органа реализации закона – Национального управления трудовых отношений. Чиновников обвиняли в лоббировании интересов новой конкурентной организации – Конгресса производственных профсоюзов, образованного на волне исполнения новых установок и ставшего в итоге его главным бенефициаром.

Многие экономисты называли закон Вагнера основным препятствием в борьбе с безработицей во время кризиса. Впрочем, критике подвергается не только этот акт, но и весь «Новый курс» Рузвельта. Многие небезосновательно считают, что Великая депрессия 30-х годов закончилась благодаря не президентской антикризисной программе, а начавшейся в 1939 году Второй мировой войне.

Все закончилось Второй мировой

К 1943 году экономическая ситуация в США изменилась самым коренным образом. Рост ВВП, падение безработицы и другие показатели благополучия развернули нужды и принципы трудовых взаимоотношений в обратную сторону. В закон Вагнера были внесены кое-какие поправки, в частности ввели ограничения действий профсоюзов. Больше всего эти ограничения касались рабочих предприятий военной промышленности, что было вполне понятно.

А в 1947 году, когда США стали доминирующей экономической державой, Конгресс принял новый закон Тафта – Хартли, практически отменивший действие вагнеровского. В мире социалистов новый закон прозвали «антирабочим».

Были ограничены права на забастовки, а в отношении государственных служащих они вовсе были запрещены. Аргумент «угроза национальной безопасности» мог стать причиной значительных ограничений или отсрочки крупных забастовочных мероприятий.

Были, наконец, отменены правила «закрытого цеха», которые запрещали принимать на работу работников, не состоявших в профсоюзе. Ссылка на свободу слова разрешала теперь представителям компаний критиковать профсоюзы в полный голос.

Как относиться к закону в итоге, зависит от точки зрения. В любом случае это отличный пример для изучения управленческих действий, тесно связанных с историческим контекстом. «Всему свое время» – вот, пожалуй, самое подходящее резюме для закона Вагнера, интереснейшего эпизода в борьбе с мировым кризисом.

Комментарии