Натурфилософия эпохи Возрождения как продолжение античных традиций

Философы с давних времен пытались объяснить природу логически – причины происходящих в ней процессов, связь между ее явлениями, найти в ней смысл и главную или первичную основу. Такое философское направление получило название натурфилософии. Первым этапом развития этого направления была натурфилософия античности, наиболее типичными представителями которой считается милетская школа и последователи Пифагора (досократический период, VII-VI века до н.э).

Философы милетской школы отличались прагматизмом и поиск единого начала природы сочетали с практическими изобретениями, такими как астрономические приборы, карты, солнечные часы. Так, Фалес считал материю живой, а главным первоначалом – воду. Анаксимандр называл изначальную материю «апейроном», полагая, что в результате существующих в ней противоречий (тепло-холод) возник мир. Он тоже был гилозоистом, то есть верил в одушевленность материи. Анаксимен представлял первоначало как воздух, а Гераклит – как огонь. Пифагор и пифагорейцы видели в числах мистическую основу всех вещей и их зашифрованную сущность. Всех их объединяло убеждение в том, что все в космосе взаимосвязано, одушевлено, всему – людям, богам, животным – есть свое место и предназначение.

Интересно, что философия, пытающаяся объяснить природу сходным образом и даже в какой-то степени восстанавливающая космоцентризм античности, вновь появилась в эпоху Ренессанса. Натурфилософия Возрождения характеризуется попыткой не только объяснить природу, но и объединить христианскую философию с космоцентризмом и даже с пантеизмом. Теоретические и гносеологические предпосылки этого способа мышления по праву принадлежат Николаю Кузанскому, выходцу из крестьянской семьи, ставшему кардиналом. Он пытался объяснить философию и теологию математическими символами, подобно пифагорейцам, а также обосновывал своего рода тождество Природы и Бога. Бог, с точки зрения Николая Кузанского, - это Абсолютное бытие, где совпадают минимум и максимум, но это Абсолют в «свернутом» виде, доступный вере. Он «разворачивается» в Природе, и тогда разум может его постигать. Он высказал несколько идей, предвосхитивших как теорию Коперника, так и элементы диалектики Гегеля.

Натурфилософия эпохи Возрождения, обоснованная Николаем Кузанским, была развита и фактически основана неаполитанцем Бернардино Телезио. Бог, конечно, создал мир, являясь первотолчком, изливаясь в мир, но Он трансцендентен миру, и потому в последнем господствует материальный принцип. Все вещи материальны, хотя сам принцип материальности невидим. Разум и наука призваны познавать природу, которая самостоятельна и является единственным источником познания. Изучая природу, можно подняться к Богу. Он возродил античный гилозоизм, считая, что вся материя способна ощущать, и выдвинул теорию, что все движение в природе порождено наличием противоположностей.

Бернардино Телезио создал в родном городе общество исследователей природы (Academia Telesiana). Можно сказать, что натурфилософия эпохи Возрождения представлена естествоиспытателями этого времени, например, Леонардо да Винчи, предложившим методологию изучения природы и предвосхитившим экспериментально-математический метод исследования Фрэнсиса Бэкона. Развил этот метод Галилео Галилей, который так же, как и Телезио, считал, что Бог создал мир, но тот начинает развиваться по своим законам, а их изучение возможно только с помощью экспериментов.

Астрономы Николай Коперник, Иоганн Кеплер и Тихо де Браге, как и многие деятели Ренессанса, тоже внесли свой вклад в философию природы. Натурфилософия эпохи Возрождения обязана Копернику тем, что своим трудом «Об обращениях небесных тел» он фактически изъял Землю из астрономического, а человека из «идеологического» центра Вселенной, поставив туда Космос, наперекор научному парадигмату своего времени. Недаром на его могиле написано: «Остановил Солнце и сдвинул Землю». Кеплер и Тихо де Браге математически доказали учение Коперника об обращении планет и вычислили закономерности их движения.

Натурфилософия эпохи Возрождения представлена еще двумя интересными фигурами – это Джордано Бруно и Парацельс (Теофраст Бомбаст из Гогегхайма). Бруно тоже не отрицал, что Бог растворен в Природе, и поэтому Природа должна быть бесконечна в обоих своих состояниях (модусах) – то есть в духе и в пространстве. Поэтому должна существовать не только Земля, но множество миров, а Солнце – это одна из звезд. Как и большинство натурфилософов, Бруно тоже считал природу одновременно материальной и одушевленной, несущей в себе единство обоих принципов. Парацельс был одновременно врачом, астрономом и алхимиком. Он тоже был уверен в том, что в природе существует всеобщая связь, и что она одушевлена, но полагал, что эта связь – «магически-мистическая», и потому возможен один ключ к «открытию природы». Натурфилософ был популярен не только у современников – о нем ходили легенды, и он является одним из прототипов доктора Фауста в европейской литературе.

Комментарии