Лучшие режиссерские работы Джеймса Вана
В настоящее время за австралийским кинодеятелем Ваном прочно закрепился статус самого интересного хоррор-режиссера современного Голливуда. Что неудивительно, ведь из 11 его режиссерских работ 6 являются частями самых популярных франшиз: короткометражка «Пила» положила начало серии из 8 фильмов, «Астрал» - из четырех, «Заклятие», с учетом «Проклятья Аннабель», тоже из четырех. Кроме прочего, за неповторимый авторский почерк Джеймса Вана приобщили к эпопее «Форсаж». В этом ракурсе постановщик действительно идеальный киноремесленник, генерирующий авторские «долгоиграющие» проекты и гармонично включающийся в чужие. С учетом показательной творческой активности Вана страшно представить, сколько франшиз мы можем от него получить. Лучшим картинам из фильмографии Джеймса Вана посвящается данная публикация.
«Пила: Игра на выживание»
Фильм «Пила» 2004 года отдельными зарубежными кинокритиками позиционируется, как спасительная тростинка для голливудского триллера и жанра ужасов, находящимся на момент его выхода на последнем издыхании. Режиссер Джеймс Ван снимает ленту всего за $1,2 млн., зато прокатные сборы картины составляют астрономическую цифру в $103 096 345. При этом сам фильм триумфально занимает 7 место в рейтинге самых кассовых кинопроектов всех времен. Сюжет проекта представляет собой крайне запутанную историю, главный герой которой не убивает людей. Он устраивает тем, кому, по его мнению, необходимо духовное перерождение, смертельно опасные испытания. Удивительным кажется и сам динамический процесс развития сюжетной линии, который в итоге приходит к логически-шокирующему финалу. Рейтинг фильма IMDb: 7.70.
«Астрал»
Пока недальновидные критики пытались объяснить кассовый успех «Пилы» брутальной жестокостью, вводили в лексикон понятие «пыточное порно», постановщик не сидел без дела. В прокат вышли «Мертвая тишина» и «Собачий рай» - фильмы режиссера Джеймса Вана, которыми он разминался перед тем, как приступить к запуску еще одной франшизы. Визионер подготовил проект, в некотором смысле противоположный «Пиле», ведь «Астрал» - тоже хоррор, только с мягким возрастным рейтингом PG-13, т.е. практически «бескровный». Кино о призраках наглядно продемонстрировало весь творческий потенциал Джеймса Вана, в том числе умение зарабатывать своим талантом. Сегодня «Астральная» франшиза разрослась до четырех картин, и кассовые сборы каждой очередной растут в сравнении с предыдущими. Есть ли необходимость говорить о том, что злобные духи наверняка не скоро оставят нас в покое.
«Заклятие»
В хорроре «Заклятие» Джеймс Ван приготовил шикарный сюрприз поклонникам жанра. Картина представляет собой удачное сочетание самых востребованных поджанров мистического хоррора. Во-первых, сюжет представляет собой классическую историю дома с привидениями, зловещим подвалом, таинственными шкафами и нишами, скрипучими дверями и внезапно останавливающимися часами. Во-вторых, это определенный пересказ «Последнего изгнания дьявола», ведь зрительский интерес к данному ритуалу не ослабевает на протяжении многих десятилетий. А в-третьих, повествование насыщено отсылками к понравившимся зрителю рассказам о попытках заснять на любительскую камеру проявления потусторонних сил («Паранормальное явление», «Репортаж», «Квартира 143» и т.д.).
После триумфа первого «Заклятия» Джеймса Вана было не удержать. Он начал «ветвить» проект. Но после первой части была выпущена не вторая, а приквел «Проклятие Аннабель», где все внимание было сосредоточено на якобы проклятой кукле.
После стартует и «Заклятие 2», представляя собой чуть ли не набор отдельных хоррор-сцен, при этом оставаясь на голову выше большинства из того, что было создано в жанре ужасов за последние десятки лет.
«Астрал 2»
«Астралом 2» Джеймс должен был завершить свою карьеру в жанре хоррор, из-за приглашения в другое кино («Форсаж 7»), поэтому многие критики воспринимали картину, как своеобразный отчет, подведение итогов на тему «Чему я научился за десять лет от «Пилы» до «Астрала 2». Но Ван не претендует на звание реформатора или пророка, но то, что он один из самых умелых и техничных постановщиков, творящих в жанре хоррор, отрицать невозможно. Его франшизы «Заклятие 2» и «Астрал» вернули моду на «по-хорошему» старомодные мистические фильмы - внятно рассказанные, крепко поставленные, профессионально отснятые. Настоящий золотой стандарт, на который стоит равняться многим киноремесленникам.
«Форсаж» есть «Форсаж»
«Форсаж» – сам по себе удивительный киноцикл. Седьмая часть, снятая Джеймсом Ваном, необычайно динамичное, эффектное, трюковое кино, в которое австралийский кинематографист добавил ноток апокалиптического пафоса. Только представьте, знакомые зрителю Брайан О’Коннер, Доминик Торетто и их друзья отправляются в Абу-Даби, чтобы раздобыть флешку с уникальной компьютерной программой. Вожделенное устройство содержится в комплексе небоскребов «Башни Этихад». Так что с легкой руки Джеймса Вана героям придется не только сражаться на высоте, но и перепрыгивать на автомобиле в соседний небоскреб, потом проделать это еще раз.
«Заклятие 2», «Аквамен» и другие
Несмотря на то что непривычный жанр покорился режиссеру с завидной легкостью, Джеймс Ван все же сохранил верность любимому хоррору. В 2016 году он занял режиссерское кресло в сиквеле «Заклятия». Картина получилась внешне эффектной, в хорошем смысле мейнстримной, насыщенной грамотно реализованными скримерами. Постановщик справился с поставленной задачей на отлично, что подтверждают впечатляющие кассовые сборы.
Перед тем как приступить к режиссуре «Аквамена», Джеймс Ван в фильмах «И гаснет свет...», «Проклятие Аннабель: Зарождение зла», «Астрал 4: Последний ключ», «Проклятие монахини» реализовал себя в качестве продюсера и соавтора сценария.
В «Аквамен», по прогнозам критиков, австралиец обязательно добавит форсажного драйва и задорного юмора, впрочем, спешить не стоит, премьера проекта назначена на декабрь 2016 года. Сейчас в СМИ и сети можно лишь встретить фото Джеймса Вана, со съемок готовящегося к премьере блокбастера.
Бытует мнение, что возможный перезапуск «Обители зла» также доверят неугомонному создателю франшиз. Его имя является одним из поводов верить всей душей и ждать работ.