Переходность глагола: как определить и использовать в речи

Переходность глагола - важнейшая грамматическая категория в русском языке. Умение определять переходные и непереходные глаголы поможет избежать ошибок при построении предложений и грамотно выражать свои мысли в речи и на письме.

Понятие о переходности глагола

Переходность - это способность глагола присоединять при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога. Глаголы, обладающие такой особенностью, называются переходными. Все остальные глаголы, не имеющие при себе прямого дополнения, являются непереходными.

Переходные глаголы - это глаголы, действие которых направлено на объект и переходит на него.

Рассмотрим примеры переходных и непереходных глаголов в предложениях:

  • Оля решала задачу (решала что?) - переходный глагол.
  • Дети играли во дворе (играли где?) - непереходный глагол.
  • Костя поливал цветы (поливал что?) - переходный глагол.
  • Зрители аплодировали артистам (аплодировали кому?) - непереходный глагол.

Как видно из примеров, от переходного глагола всегда можно задать вопрос "кого?" или "что?", поскольку действие направлено на объект. А непереходный глагол такого вопроса не имеет.

Переходность глагола влияет на построение предложения. Переходный глагол обязательно требует после себя прямое дополнение в винительном падеже, иначе предложение будет неправильным:

  • Верно: Бабушка вяжет носки (вяжет что? - носки).
  • Неверно: Бабушка вяжет.

C непереходными глаголами такой ошибки не возникает. Они могут употребляться и без зависимых слов:

  • Поезд приближался к станции.
  • Поезд приближался.

Существуют частные случаи, когда переходный глагол может употребляться без прямого дополнения, например в безличных предложениях: Его пора кормить . Или при обозначении привычного действия: Он каждое утро читает газеты (не указано, какие именно).

Признаки переходных и непереходных глаголов

Чтобы определить, является ли глагол переходным или непереходным, нужно обратить внимание на такие признаки:

Признаки переходных глаголов:

  • Управляют существительным или местоимением в винительном падеже без предлога: Маша решала задачу (решала что? - задачу)
  • Могут управлять существительным в родительном падеже: Студент выучил темы (выучил какую часть? - темы)
  • Образуют страдательные причастия: Задача, решенная Машей

Признаки непереходных глаголов:

  • Не имеют при себе прямого дополнения в винительном падеже без предлога
  • Могут управлять косвенными падежами с предлогами
  • Все возвратные глаголы являются непереходными
Переходные глаголы Непереходные глаголы
  • Управляют винительным падежом без предлога
  • Образуют страдательные причастия
  • Не имеют прямого дополнения
  • Управляют косвенными падежами
  • Всегда возвратные

Итак, проанализировав признаки глагола в предложении, можно сделать вывод, переходный он или непереходный. Этот навык очень важен для грамотной письменной и устной речи.

Алгоритм определения переходности глагола

Чтобы безошибочно определять переходность любого глагола, можно использовать следующий пошаговый алгоритм:

  1. Найти в предложении глагол и выделить его.
  2. Задать от этого глагола вопрос "что делает?" или "что сделает?" и т.д. Это поможет точно определить нужную форму.
  3. Проверить, является ли данный глагол возвратным. Если да, то это уже непереходный глагол.
  4. Если глагол не возвратный, найти слово, от которого он зависит в предложении и на которое направлено его действие.
  5. Определить падеж и наличие предлога у зависимого слова. Если это винительный падеж без предлога - глагол переходный.
  6. Сделать вывод о переходности или непереходности данного глагола.

Давайте определим по этому алгоритму переходность глаголов в конкретных предложениях.

Пример 1. Лена аккуратно завязала бантик.

  1. Глагол "завязала".
  2. Завязала что? - бантик.
  3. Не возвратный.
  4. Зависит от существительного "бантик".
  5. "Бантик" стоит в винительном падеже без предлога.
  6. Значит, "завязала" - переходный глагол.

Пример 2. Поезд приближался к станции.

  1. Глагол "приближался".
  2. Приближался к чему? - к станции.
  3. Не возвратный.
  4. Зависит от существительного "станция" с предлогом.
  5. "Станция" стоит в предложном падеже.
  6. Значит, "приближался" - непереходный глагол.

Определяя переходность глагола по такому алгоритму, ошибиться практически невозможно. С его помощью можно проанализировать глаголы в любых предложениях и текстах.

Упражнения на определение переходности глагола

Чтобы закрепить навык, выполните следующие упражнения:

  1. Определите переходность глаголов:

        Юра
    решал
        задачу. Студенты
    сдавали
        экзамен. Девушка
    спешила
        на встречу. Бабушка
    вязала
      носки.
  2. Составьте 3 предложения с переходными и 3 предложения с непереходными глаголами.

  3. Найдите в тексте 5 переходных и 5 непереходных глаголов:

    Утром я проснулся от ярких лучей солнца, бивших в окно. Быстро умылся, оделся и вышел на кухню. Мама уже хлопотала у плиты и готовила вкусный завтрак. Папа сидел за столом и читал свежую газету. Поев, я поспешил в школу, чтобы не опоздать на урок.

  4. Придумайте 5 предложений, где один и тот же глагол употребляется как переходный и непереходный в зависимости от контекста.

Выполняя подобные задания регулярно, можно легко овладеть умением безошибочно определять переходность любого глагола в русском языке.

Рекомендации по использованию переходных и непереходных глаголов

Правильно используя переходные и непереходные глаголы в речи, можно избежать многих ошибок в построении предложений. Для этого полезно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Переходный глагол должен обязательно сочетаться с прямым дополнением в нужной форме.
  • С непереходным глаголом прямое дополнение использовать нельзя.
  • Следить за согласованием глагола и дополнения в роде, числе, падеже.
  • Обращать внимание на возвратные глаголы, которые всегда непереходные.
  • Анализировать контекст, если один глагол может быть и переходным, и непереходным.

Соблюдая эти правила при построении предложений, можно избежать типичных ошибок и добиться грамотности речи.

Комментарии