Ежедневное планирование в подготовительной, младшей, средней, старшей группе по ФГОС
Ежедневное планирование работы является обязательным элементом в деятельности любого педагога. Именно поэтому воспитатели российских детских садов уделяют данной части своей профессиональной деятельности пристальное внимание.
Современные реалии
В настоящее время детский сад нуждается в приветливых, внимательных, добрых, терпеливых, любознательных педагогах, которые умеют и хотят работать с детьми.
Ежегодное планирование работы помогает педагогам учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого своего воспитанника, выявлять среди них одаренных и талантливых малышей, выстраивать для их развития индивидуальные образовательные траектории.
Настоящий профессионал в свою работу включает современные педагогические технологии и методики, постоянно самообразовывается, расширяет собственный кругозор.
Что включать в работу
В ежедневное планирование воспитатель должен включать те занятия и мероприятия, которые он будет проводить со своими подопечными. Важным аспектом является соотнесение количества занятий с возрастными особенностями малышей.
Ежедневное планирование по ФГОС позволяет воспитателю равномерно распределять развивающие занятия по математике, окружающему миру, проводить прогулки, экскурсии, организовывать праздники и творческие вечера. Предполагается внесение содержательных бесед и занятий с отдельными детьми. Внимательный воспитатель должен суметь выявить способности одаренных малышей и уделить достаточно времени для их развития.
Чем руководствоваться
Какими нормативными требованиями должен руководствоваться педагог ДОУ? Ежедневное планирование составляется воспитателем на основе нормативно-правовых и законодательных документов, внутренних локальных актов организации, Конвенции о защите основных свобод и прав человека, Конституции РФ, Трудового Кодекса РФ, Закона «Об образовании», типового положения о ДОУ.
Педагог учитывает санитарно – эпидемиологические требования к содержанию, устройству, организации режима работы детского сада.
На что обратить внимание
Ежедневное планирование в младшей группе сопровождается заполнением специального журнала наблюдений за детьми.
Четкое распределение образовательной и воспитательной деятельности способствует созданию оптимальных условий для становления и развития каждого малыша, помощи ему в социализации.
Специфика ведения документации в ДОУ
Ежедневное планирование в средней группе относится к обязательной документации. Также педагог ведет табель учета посещаемости детей, выясняет причины их отсутствия в детском саду.
Документацию систематизируют в следующих папках:
- информационная;
- анализ и планирование;
- воспитательно-образовательная работа.
В первую папку педагог складывает инструкцию по охране здоровья и жизни дошкольников. Здесь же хранятся сезонные планы, касающиеся занятий физической культуры.
Воспитатель фиксирует список детей, режим работы группы на разные периоды года, информацию о родителях.
Отдельное внимание уделяется методическому обеспечению образовательного и воспитательного процесса, диагностическим материалам, перспективному планированию.
Предназначение мероприятия
Ежедневное планирование в подготовительной группе является сложным делом, которое требует от воспитателя определенной подготовки, владения закономерностями психофизического развития дошкольников, приемов и методов воспитания и общения.
От качества составления ежедневного расписания зависит результативность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Планирование – это «наброски» действий, составляющих основу воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Благодаря конкретным пунктам, изложенным на бумаге, можно избавиться от неопределенности, сосредоточить внимание на основных задачах, упростить контроль.
Ежедневное планирование в старшей группе предполагает постановку цели, продумывание правил, последовательности действий, прогнозирование результатов работы.
Программа распределения занятий является условием организованности и целеустремленности деятельности воспитателя, защитой от однобокости. Каждодневное продумывание действий позволяет педагогу формировать гармонически развитую личность дошкольника. Равномерное распределение запланированного материала помогает избегать спешки, перегрузки.
Программа не является формальностью, только при ее наличии можно решать задачу, поставленную перед ДОУ новыми образовательными стандартами – воспитывать личность, адаптированную к жизни в социуме.
Принципы планирования
Ежедневное продумывание работы с дошкольниками основывается на следующих принципах:
- взаимосвязи процесса обучения и воспитания;
- цикличности, последовательности, регулярности воздействий;
- учет педагогических условий, возрастных особенностей умственного развития дошкольников.
Среди тех недостатков, которые выявляются при проверке ежедневных планов воспитателей ДОУ, можно назвать перегруженность, отсутствие самостоятельной работы.
Распределение занятий должно быть четким и продуманным, чтобы воспитатель ощущал ответственность за проводимое мероприятие.
Алгоритм составления ежедневного плана
Рассмотрим, как должна обучаться и воспитываться вторая младшая группа. Ежедневное планирование предполагает указание режимных моментов: утро, день вечер. В нем учитывается интеллектуальная, эмоциональная, физическая нагрузка, также, региональные особенности (природные условия, климат).
Согласно нормам СанПинов, в ясельной группе допускается в неделю 10 занятий по 8-10 минут. Одно из них педагог планирует до обеда, второе – после сна. В младшей группе ДОУ в неделю воспитатель организовывает 11 занятий. В средней их количество возрастает до 12 уроков, в старшей – до 15.
В подготовительной группе вместе с занятиями по дополнительному образованию педагог проводит 17 мероприятий.
Пример ежедневного планирования
Предлагаем вариант планирования на день в старшей группе детского сада. В первой половине дня предполагается экологическое образование. Ребята вместе со своим наставником отправляются на прогулку по территории детского сада. Они рассматривают цветы, задают воспитателю вопросы, знакомясь таким образом с растениями. После обеда организуется дневной сон, после него педагог проводит закаливание малышей. Они обтираются влажными тряпочками, делают несложные физические упражнения.
Во второй половине дня для детей организуется занятие по художественному творчеству. Педагог предлагает своим воспитанникам изобразить на листе бумаги ту красоту природы, за которой они наблюдали во время утренней прогулки.
Такое ежедневное планирование предполагает формирование в подрастающем поколении бережного отношения к окружающей среде.
Итак, на утреннем отрезке времени запланирована совместная деятельность – прогулка, в послеобеденное время – творческая работа.
Заключение
Чтобы оптимизировать ежедневное планирование, воспитателю необходимо для каждого дня придумать свои «ритуалы»:
- диалог с каждым малышом;
- совместная работа в группе;
- рассказывание или чтение;
- развивающие игры, дидактические упражнения;
- наблюдения;
- творческие игры;
- театр, релаксирующие упражнения, психогимнастика;
- познавательная пятиминутка;
- художественно-продуктивная работа;
- музыка
Хороший педагог не упускает главных аспектов в работе со своими воспитанниками, планирует совместные занятия, содействует саморазвитию дошкольников. При продумывании проведения утренних часов с детьми, он учитывает, что, это наиболее спокойный промежуток времени. В начале дня воспитатель должен включать малышей в работу, формировать у них радостное, бодрое настроение. Для этого он проводит эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работу воспитатель осуществляет индивидуально или по подгруппам.
Среди вариантов фронтальной деятельности, к примеру, утром можно выбрать для малышей хоровод.
Самым благоприятным временем для индивидуального общения с детьми считается именно первая половина дня. Благодаря непринужденности, опоре на любознательность, содержанию продумываемых мероприятий, педагогу удается воспитывать и развивать у малышей устную речь, вырабатывать правильную интонацию. В содержание утреннего промежутка времени включается игровая деятельность, непродолжительные наблюдения природных явлений, рассмотрение иллюстраций и предметов.
К примеру, в ежедневный план средней и младшей группы можно включать непродолжительные беседы с ребятами об окружающем мире, о семье. Чтобы они стали максимально наглядными и эффективными, можно сопровождать их иллюстрациями и фотографиями.