Корпоративные нормы: характеристика и основные субъекты
В конце ХХ века в России начался период, когда произошло разгосударствление экономики. В результате этого осуществлялось интенсивное развитие новых организационно-правовых форм в хозяйствовании, значительная либерализация общественных отношений. Данные тенденции послужили в качестве объективной причины для того, чтобы выделились социальные регуляторы – корпоративные нормы.
Но до настоящего момента отсутствует единое понятие и понимание в интерпретации данного феномена. Имеются научные поиски в данной отрасли, но они осуществляются исключительно в трудовом и гражданско-правовом аспектах, когда не происходит серьезный теоретический анализ проблемы.
В российском менеджменте понятия "право" и "корпоративные нормы" рассматриваются в тесной взаимосвязи. Поэтому определение данного феномена будем производить с юридической точки зрения.
Корпоративные нормы – это особые регуляторы общественных отношений, которые возникают внутри организаций, формальных трудовых коллективов, в образовательных заведениях, союзах предпринимателей. Обычно они прописаны также в документах негосударственных и некоммерческих корпораций.
Но как было отмечено, полярность мнений относительно имеющихся толкований понятия "корпоративные нормы" приводит неизбежно в практике к правоприменительным и правотворческим ошибкам.
Основная проблема заключается в том, что они относятся к социальным правилам. Поэтому корпоративные нормы касаются поведения членов той или иной структуры, которые смогли сформироваться в процессе их взаимоотношений между собой. Они имеют такие же (как и социальные) конкретные признаки.
Во-первых, корпоративные нормы – это стандарты и образцы поведения.
Во-вторых, они предназначены для того, чтобы регулировать определенные общественные отношения.
В-третьих, такие нормы предназначаются для постоянного использования и являются обязательными.
В-четвертых, их существование обеспечивается наличием соответствующих средств и объединений людей.
В-пятых, корпоративные нормы обладают общим, неиндивидуальным характером и регуляционными функциями.
В-шестых, они имеются в любой организации.
Корпоративные нормы обладают определенной субъективной направленностью, предназначаются для нормативно определенного, количественно исчисляемого и персонифицированного круга лиц. Самая многочисленная группа, вовлеченная в сферу их действия, – это трудовой коллектив в организации. Он состоит из работников, которые осуществляют трудовые конкретные обязанности по должности и которые должны соответствовать штатному расписанию. Трудовую деятельность таких лиц во многом рекомендуется регулировать при помощи локальных норм.
Среди субъектов корпоративных норм можно выделить не только коллективные, но и индивидуальные субъекты. Остановимся более подробно на данном вопросе.
Коллективными субъектами являются:
1. Хозяйственные общества (подразумевают объединение капиталов). В соответствии с ГК РФ имеются определенные виды. Прежде всего, речь идет об обществе с ограниченной ответственностью (ООО), акционерном обществе (АО) и обществе с дополнительной ответственностью.
2. Хозяйственные товарищества (организации, которые представляют собой объединение лиц). Речь идет о нескольких типах. Они существуют в двух основных видах: полное и товарищество на вере.
Индивидуальными субъектами, на которых влияют корпоративные нормы, являются отдельные лица. Они должны обладать зафиксированными обязанностями и правами.
Особое место занимает орган юридического лица, которое считается полноправным субъектом корпоративных правил.