Виды цен в маркетинге
Цена – стоимость за товар или услугу, выраженная в денежном эквиваленте. Она обычно определяется за единицу товара, за объем продукции, за услугу. Цена косвенно выражает затраченные ресурсы на производство товара (услуги). К ним относится стоимость использованных материалов, сырья, времени и рабочих сил. В цену также включают затраты на логистику, реализацию, рекламу, маркетинг. Рассмотрим само понятие и виды цен, применяемые в маркетинге.
Цена (услуги, товара) – стоимость, которая сложилась в результате взаимодействия между собой продавца и покупателя на рынках аналогичных товаров (услуг). Какие виды цен в маркетинге существуют?
Договорная цена – стоимость, которая устанавливается при соглашении между сторонами. То есть цена в этом случае складывается не стихийно, она является результатом разовой договоренности продавца и покупателя. Зависит такая цена от конкретных условий, сложившихся на данный период времени.
В группу «виды цен» входит и закупочная цена – стоимость продукции для дистрибьюторов, дилеров. Она фиксируется в договоре купли-продажи.
Оптовая цена – стоимость товара для покупателя, который товар при этом закупает партией и реализует в заводской упаковке. Один товар может перепродаваться несколько раз, проходя через целый ряд оптовиков. При этом каждый из них будет завышать оптовую цену, то есть к покупной цене будет прибавляться торговая наценка.
Розничная цена – стоимость, по которой продавец реализует товар (услугу) конечному покупателю. Он использует данную продукцию для себя, работы или семьи. Розничная цена складывается из предыдущей практики взаимодействия продавца и покупателя. Данная стоимость фиксируется на ценнике или в договоре купли-продажи. Приобретая товар или услугу, покупатель соглашается с розничной ценой. Она образуется следующим образом: цена оптовая + торговая наценка организации (прибыль, расходы на рекламу, заработную плату работников, хранение товара и прочие). Прайс-лист – список наименований товаров (услуг) и цен на них, с которым может ознакомиться как оптовый покупатель, так и розничный.
Виды цен классифицируются по следующим признакам:
1. По времени действия:
- постоянная;
- временная:
цены на один раз;
цены на период какой-либо акции;
сезонные цены.
2. Для определенной категории покупателей:
- открытые цены;
- специальные цены:
для дилеров;
для дистрибьюторов;
для определенного сегмента рынка;
для географических рынков;
для отраслевых рынков;
специальная стоимость для постоянных покупателей.
3. В зависимости от отрасли:
- оптовые цены;
- закупочные цены;
- розничные цены;
- смета для строительства объекта: перечень затрат на материалы, заработную плату работникам и т.п.
- плата за перевозку пассажиров и грузов – взимается транспортными организациями с населения и отправителей грузов;
- расценки на различные услуги, оказываемые населению – розничная цена на жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание, на связь и т.п.
4. В зависимости от образования различают следующие виды цен:
- фиксированные цены – устанавливаются чаще всего на монопольные товары. То есть государство регулирует стоимость алкогольных товаров, табачных изделий, хлеб и т.п.;
- свободные цены – расценки, формирующиеся под влиянием предложения и спроса;
- престижные цены сформированы для зажиточных людей. Высокая цена гарантирует и прекрасное качество товара;
- трансфертные цены устанавливаются между двумя предприятиями. За основу берется рыночная цена или издержки.
- экспортные цены – стоимость, уплачиваемая при вывозе определенного товара границу. К таким ценам относятся:
таможенные пошлины;
страховка;
таможенные сборы;
расходы на погрузку-разгрузку;
транспортные расходы и прочие.
Мы рассмотрели все возможные виды цен в маркетинге.