Как составить грамотное техническое задание на разработку сайта? Пример ТЗ

Создание сайта – дело нехитрое, если использовать онлайн-конструкторы. Но все они такие однотипные, что солидным фирмам приходится искать веб-мастеров или обращаться в ИТ-компании. На этом этапе создания ресурса крайне важно конкретизировать работу мастера, то есть составить техническое задание на разработку сайта.

Зачем на это тратить время?

Каким бы ни был образованным человек, он все же остается человеком и любыми способами пытается облегчить себе работу. Поэтому не всегда заказчики понимают, зачем писать техническое задание на разработку сайта. Ведь намного проще попросить веб-мастера сделать «сайт в синих тонах с эмблемой фирмы на главной странице». Но когда приходит время сдачи проекта, заказчик видит совсем не то, что он хотел. И веб-мастеру приходится снова и снова переделывать ресурс.

Техническое задание – это не «бюрократия», а рациональный поступок, экономящий время, нервы и деньги. Вот, к примеру, некой фирме необходимо разработать презентационный сайт, сроку на это две недели. И если потратить на создание образца технического задания на разработку веб-сайта 2-3 дня, то в конце срока можно получить готовый продукт. Он будет соответствовать всем требованиям, о которых заказчики в пылу спешки могли бы забыть упомянуть. С другой стороны, техническое задание на разработку сайта является гарантом оплаты труда.

Мудрость прошлого

Если перед заказчиком стоит задание разработки технического задания, ему не обязательно изобретать велосипед, лучше обратиться к истокам, что проверены многолетним практическим опытом. То есть необходимо написать образец технического задания на разработку сайта по ГОСТу. Казалось бы, нереально применять стандарты 1978 года к современным сайтам, но в Советском Союзе некоторые вещи умели отлично делать, и разработка стандартов не является исключением, кроме того они все еще актуальны. Особое внимание стоит уделить таким стандартам:

  1. Требования к содержанию и оформлению (ГОСТ 19.201-78).
  2. Техническое задание на создание автоматизированной системы (ГОСТ 34.602-78).

Первый документ подходит для обычных сайтов. Здесь описано, как нужно правильно оформлять ТЗ, а также указаны разделы, которые обязательно стоит учитывать при составлении технического задания на разработку сайта. К ним относят:

  • Введение, где указывается наименование фирмы-заказчика или ресурса, его краткая характеристика и сфера применения.
  • Основания для создания. Здесь нужно обозначить тематику, указать документы, подтверждающие необходимость создания ресурса, название организации, что утвердила этот документ. К примеру, результаты маркетинговых исследований показывают, что большинство пользователей ищет товары через Интернет, это и будет основанием для создания сайта.
  • Назначение. Указывается функциональное предназначение ресурса. Информирование, продажа и т. д.
  • Требования к ресурсу. Это самый большой раздел, где заказчик расписывает все свои пожелания относительно будущего веб-продукта. Здесь нужно указать функциональность, определить уровень надежности, описать условия эксплуатации, информационного наполнения, дизайна и т. д.
  • Требования к программному обеспечению.
  • Технико-экономические показатели. То есть указываются пожелания относительно уровня конверсии, преимуществ перед конкурентами, экономическая эффективность.
  • Этапы разработки. Заказчик устанавливает сроки выполнения задания.
  • Контроль. Указываются виды проверки.

Второй ГОСТ подходит для создания порталов со сложным функционалом. В целом основные цели и пункты не сильно отличаются от первого документа, просто имеют более обширные характеристики. Основываясь только на информации из документов по ГОСТ-стандарту можно создать полноценный пример технического задания на разработку сайта.

Особенности составления ТЗ

Как составить техническое задание на разработку сайта? Самое главное при составлении ТЗ - это постоянно думать об основных целях будущего документа: он должен быть написан на языке, который поймут и разработчики, и заказчики.

Чаще всего при составлении примера технического задания на разработку сайта основными считаются такие моменты:

  • Информация о заказчике. Нужно кратко описать сферу деятельности, историю фирмы, составить список основных конкурентов. Эта информация вряд ли пригодится программистам, но для дизайнеров и копирайтеров она нужна.
  • Цель сайта. В этом блоке должна быть сосредоточена ключевая информация, позволяющая понять структуру будущего ресурса, функциональные возможности и общее направление дизайна. Здесь также дается характеристика основной целевой аудитории.
  • Требования к ресурсу. Самый большой раздел, в котором нужно указать свои пожелания относительно структуры, функционала, дизайна, программного обеспечения, хостинга и т. д. Сюда же необходимо вложить эскизы страниц и схему сайта.
  • План действий. Любой шаблон технического задания на разработку сайта должен включать в свое описание этапы разработки, перечень работ, которые будут проводиться на определенном этапе и сроки выполнения заказа.
  • Контроль и прием работы. В образце технического задания на разработку сайта должно быть четко описано, каким образом будет проверяться соответствие готового сайта указанным требованиям. Важно внимательно подходить к выполнению данной работы во избежание недоразумений с заказчиком.

Подробно проработав все эти пункты, можно быстро усвоить, как грмотно составить техническое задание на разработку сайта.

Кто должен этим заниматься?

По сути, образец технического задания на разработку сайта может составить кто угодно. Например, владельцу салона красоты необходим сайт-визитка. Вот уже техзадание, но будет ли от такого ТЗ польза – вопрос другой.

Обычно хорошее техническое задние составляет исполнитель. Все-таки веб-разработчик понимает в создании сайтов больше, чем владелец салона красоты. Но это вовсе не значит, что клиент отсутствует на протяжении всего этого процесса. Следуя основным правилам технического задания на разработку сайта, заказчик должен:

  • Ознакомить исполнителей с фирмой, ее продуктами, услугами и целевой аудиторией.
  • Объяснить, для каких целей ему потребовался сайт.
  • Поделиться своими пожеланиями относительно будущего ресурса.
  • Показать примеры сайтов, которые он считает хорошими.
  • Ответить на вопросы дизайнера и веб-разработчика (если они возникнут).

Заказчик может самостоятельно набросать ТЗ, но, как показывает практика, такие дилетантские наброски обычно незаметно выбрасывают в мусор.

Точность и однозначность

Все, что написано в примерах и образцах технических заданий на разработку сайта, должно быть понятным для клиента и исполнителя. Такие понятия, как красивый, современный, уникальный и прочие, нельзя использовать, потому что каждый воспринимает их по-своему. Это касается и формулировок, которые можно неоднозначно понимать. Все должно быть четким и точным. Нельзя писать, что сайт выдерживает больше нагрузки, потому что непонятно, насколько они большие. Нужно сразу отрицать неправильное понимание, уточняя, что ресурс способен выдержать 50 тысяч посетителей одновременно. Любую формулировку следует подкреплять цифрами и точными характеристиками.

Другие нюансы

Планируя работу над созданием сайта, нужно уведомить всех участников разработки о том, чем занимается компания и кто ее основная целевая аудитория. Также нужно указать цель сайта и описать функциональные предпочтения, чтобы не получилось развлекательного блога вместо серьезного интернет-магазина.

В некоторых случаях в техническом задании на разработку интернет-сайта вписывается глоссарий. Все сложные термины описываются понятным языком, чтобы у неосведомленного заказчика не возникло вопросов относительно того, что и как будут делать с его сайтом.

Обязательно нужно уточнить, на каком хостинге должен быть ресурс. Также добропорядочные исполнители укажут в техническом задании такой пункт, как «требования к работе», где обозначат, что ресурс должен отображаться во всех браузерах. Конечно, это требование и так понятное, но лучше его прописать, чтобы клиент был защищен от недобросовестных исполнителей.

Помимо этого, с заказчиком обсуждается структура, дизайн и верстка, для наглядности заказчик может нарисовать блок-схему. Клиенту нужно объяснить, для чего предназначена каждая страница сайта и какие элементы могут на ней быть.

Если предстоит сделать ресурс со сложным и нестандартным интерфейсом, недостаточно будет просто показать эскиз и структуру страницы. Крайне важно, чтобы вся команда разработчиков и сам заказчик поняли, каким образом среднестатистический посетитель будет пользоваться сайтом. Поэтому необходимо будет разработать сценарий. Его схема очень простая:

  1. Действие пользователя.
  2. Ответ сайта.
  3. Результат.

Контент и дизайн

Также заранее необходимо определиться с тем, кто будет отвечать за контент. В некоторых случаях разработчик может сразу сделать сайт с контентом, привлекая к работе профессиональных копирайтеров, но тогда стоимость ресурса будет дороже. Об этом нужно договориться заранее и указать все пожелания относительно информационного наполнения.

Правда, объективно описать контент будет сложно, так как насчет интересности и полезности у всех свои понятия, проще написать, что он будет уникальным. Это легко проверить, и лишних претензий не возникнет. Такая проблема касается и описания дизайна. Лучшим решением будет написать в техническом задании на разработку дизайна сайта, какую цветовую гамму хочет заказчик, каким шрифтом будут сделаны надписи и т. д. То есть указать все позиции, в которых фигурирует точность. Пожалуй, это все правила создания технического задания на разработку сайта. Теперь нужно применить их на практике и попытаться самостоятельно создать грамотное ТЗ.

Шаблон технического задания на разработку сайта

В настоящем ТЗ на первой странице приводится таблица терминов, чтобы все было понятно, о чем пойдет речь. Стоит отметить, что обозначение терминов не копируются из "Википедии" или других ресурсов, а пишутся человеком, который занимается разработкой технического задания. В перечень терминов, могут входить такие понятия, как:

  • IP-адрес.
  • www (world wide web).
  • Административная часть ресурса, администратор.
  • Альтернативная подпись рисунка.
  • Веб-интерфейс.
  • Ссылка, линк.
  • Дизайн сайта, дизайн-шаблон страницы.
  • Динамическая и статическая страница.
  • Доменное имя.
  • Мета-тег.
  • Контент.
  • Общедоступна часть ресурса.
  • Бэкап, базы данных, файловая структура.
  • Хостинг.
  • Система управления сайтом.

После того как будет создан глоссарий, можно приступать к непосредственному написанию пунктов технического задания. В первую очередь пишутся общие сведения. Этот пункт условно делится на четыре подпункта:

  1. Назначение документа. Техническое задание на разработку сайта – это основной документ, что регламентирует процесс создания и приема ресурса.
  2. Данные заказчика. Указываются следующие координаты: название компании, контактные данные, юридический адрес, фактический адрес, электронная почта, сайт (если делается его ребрендинг), контактное лицо, контактный телефон.
  3. Краткие сведения о компании. Для образца технического задания на разработку сайта рассмотрим компанию ООО «Фортуна». ООО «Фортуна» производит (товар) для рынка Новосибирска. Компания тщательно следит за гигиеной производства, чистотой сырья и качеством производимой продукции. На фирме проводится сертифицированный контроль за качеством и безопасностью производимых товаров на базе принципов международной системы ХАССП.
  4. Основание для разработки. Основанием для разработки технического задания является Договор №__.

Цели и назначение ресурса

Сайт предназначен для увеличения доли рынка фирмы и поднятия имиджа компании в Сети. Ресурс создается с целью увеличить поток новых клиентов, создать благоприятный имидж, увеличить популярность бренда фирмы ООО «Фортуна». Также этот ресурс будет выступать дополнительной площадкой для рекламных кампаний, привлекать новых клиентов и приносить дополнительную прибыль.

Под основными задачами ресурса подразумевается предоставление пользователю полной информации о товаре и сервисе. Основной целевой аудиторией выступают розничные покупатели, в частности женщины-домохозяйки и фирмы-оптовики.

Сайт должен обладать удобной админ-панелью, загрузка страниц – быть оптимизированной под разные устройства. Ресурс должен быть защищенным от внешних атак, использовать элементы продвижения товаров и услуг. В карточке товара помимо полной информации о продукте требуется присутствие сопроводительных документов, таких как сертификаты качества.

Технические требования к сайту

Сайт должен быть доступным в Интернете под доменным именем (по выбору заказчика) и представлять собой информационную структуру, состоящую из взаимосвязанных разделов с четко определенными функциями. Для поддержания сайта и его эксплуатации от персонала не должно требоваться специальных навыков и знаний в сфере программного обеспечения.

В системе управления ресурсом важно наличие механизма резервного копирования информации, который будет работать автоматически.

Информация сайта является общедоступной. В зависимости от обширности прав доступа пользователи делятся на три группы:

  • Посетители – имеют доступ исключительно к общедоступной части сайта.
  • Редактор – имеет возможность вносить поправки в материалы разделов.
  • Администратор – может назначать редакторов, добавлять или удалять разделы.

Доступ к административной части сайта следует защитить логином и паролем.

Технический функционал должен соответствовать рекомендациям поисковых систем. Во-первых, страницы должны иметь одинаковую кодировку. Во-вторых, переходы по ссылкам нужно реализовать при помощи тега «А». В-третьих, в HTTP-заголовках необходимо указать кодировку, а при обращении к сайту по ссылке site.ru нужно установить редирект 301 на домен www.site.ru .

Ресурс должен функционировать во всех современных браузерах, поэтому необходимо провести тестирование в:

  • IE 11.
  • Safari & Chrome for iOS 9.0-9.2.
  • Chrome 48.
  • Firefox 44.
  • Safari 9.
  • Edge 13.
  • Opera 34.

Если посетитель использует устаревший браузер, то должно появиться окно с предложением его обновить.

Сайт должен иметь логическое разграничение на пользовательскую и административную части. Первая отвечает за предоставление информации, вторая – за наполнение ресурса контентом. Статические страницы состоят из заголовка, текста и иллюстраций. Заказчик может редактировать их по своему усмотрению, так как эта информация не должна быть связана с конфигурацией сайта.

Хостинг, контент, структура

Дальше описываются необходимые системные требования, указывается язык разработки (PHP с базами данных или обычный HTML с CSS).

Что касается контента, то заказчик предоставляет разработчику все необходимые материалы, которые соответствуют списку обязательного информационного наполнения. На основе полученных данных разрабатывается уникальный контент и размещается на сайте.

На следующем этапе разработки ТЗ разрабатывается структура сайта. Сначала описывается главная страница и основные пункты меню. После к каждому добавляется список подпунктов. Это можно изобразить графически, но также нужно будет описать каждый раздел, что там должно быть и какие цели он будет преследовать.

К примеру, на главной странице сайта ООО «Фортуна» есть раздел «Производство». Здесь важно раскрыть преимущества компании на фоне конкурентов и доступно объяснить потребителю, почему фирма ООО «Фортуна» лучше. Информацию о самых приобретаемых товарах определить в отдельные подпункты подкрепить ее фото- и видеоматериалами. Подобным образом разрабатываются и другие разделы.

Дизайн и функциональные требования

Если проводится усовершенствование ресурса, необходимо отметить, меняются ли иконки, шрифты и цветовая гамма. Для нового сайта все эти позиции прописываются. К примеру, цвет желто-зеленый - #9ACD32. Лучше предоставить заказчику палитру и в ТЗ прописать код цвета, чтобы избежать неточностей. Каждый ресурс должен одинаково качественно отображаться на всех устройствах и динамически подстраиваться под размеры экрана.

На каждом сайте есть динамические и статические разделы. Динамические администратор может менять самостоятельно, а статические остаются неизменными. В ТЗ обязательно предоставляются прототипы главной страницы. В техническом задании на разработку сайта интернет-магазина должны присутствовать прототипы каталогов и карточек товара. Обычно их делает дизайнер и показывает заказчику, только после этого они попадают в ТЗ.

Обязательно готовится макет типичной страницы с разными вариациями форматирования текста и вывода информации.

Контент и порядок приема работы

Заказчик может попросить наполнить ресурс первичной информацией, но в этом случае он берет на себя ответственность за предоставление исполнителям корректных данных. Она принимается только в электронном виде и на последнем этапе разработки.

Основаниями для приема сайта являются:

  • Соответствие ТЗ.
  • Тестирование на корректное отображение картинок.
  • Тестирование функциональности.

В конце каждого ТЗ необходимо написать порядок и сроки реализации проекта. В целом все работы можно условно поделить на 3 этапа:

  1. Разработка дизайна, утверждение, верстка эскиза.
  2. Программная разработка.
  3. Наполнение сайта информацией.

Возле каждого из этих пунктов указывается срок выполнения в днях. В соответствии с Договором срок может меняться. Если это не предусмотрено, изменение времени дедлайна проводится по письменному соглашению сторон.

Польза

Техническое задание полезно и для клиента, и для исполнителя. Первые понимают, за что они платят деньги, могут сразу видеть компетентность исполнителя и страхуют себя от недобросовестного выполнения работы. В свою очередь ТЗ помогает понять исполнителю, что хочет заказчик и таким образом подстраховать себя от внезапных изменений. Особенно это актуально, когда проект уже почти закончен, но заказчик захотел, что-то поменять, из-за этого "чего-то" придется переделывать всю работу.

Комментарии
На рынке сейчас дефицит квалифицированных IT-кадров. А если умеете сделать что-нибудь более-менее нетривиальное, в сроки и без косяков — таких спецов нужно долго искать и задачи у них расписаны на недели. Не хватайтесь за проекты по созданию сайта без технического задания. Поверьте, заказчики, которые наотрез отказываются предоставлять ТЗ, поповыделываются, но в итоге поймут, что нормальный сайт без него не слепить. И лучше сразу заказать поисковой бенчмаркинг у компаний вроде tzprofi и др.