Зачем нужен психолог в детском саду

Дошкольное учреждение посещают дети, имеющие разный уровень развития, здоровья и проживающие в различных семейных условиях. Распределение детей по группам производится по возрастному принципу, а также с учетом имеющихся у детей отклонений в развитии, если детский сад имеет статус компенсирующего учреждения. Психолог в детском саду может помочь правильно организовать профилактическую, коррекционную и реабилитационную работу с детьми различных категорий.

На должность психолога может быть принят специалист, имеющий диплом психолога. Если молодой специалист имеет педагогическое образование, то количество учебных часов по психологическим специальностям должно быть не менее 1200. Психолог в детском саду должен владеть знаниями по возрастной и педагогической психологии, психосоматике, патопсихологии и другим психологическим дисциплинам. Именно он может стать специалистом, который повысит уровень психологической культуры у всех участников педагогического процесса. Его консультации с педагогами и родителями могут носить просветительский характер, а также исследовательский. В отличие от воспитателей, психолог в детском саду может разрабатывать и проводить исследования с использованием психолого-педагогической диагностики, осуществлять мониторинговое исследование в группах дошкольников.

Под руководством опытного психолога в детском саду может быть организована практика студентов психологических специальностей: учебная, преддипломная. Он также может быть руководителем или соавтором психолого-педагогических программ, которые реализуются в качестве дополнительных к программе воспитания, реализуемой в данном учреждении. По результатам апробации проектов и проведения исследований психолог может выступать на конференциях городского, государственного или международного уровня, публиковать свои статьи в журналах и издавать методические пособия для педагогов.

План работы психолога в детском саду должен включать разделы работы не только с детьми, но и с их родителями, и с педагогами учреждения. Родители могут получать консультативную помощь специалиста, рекомендации по коррекции развития ребенка на ранних стадиях формирования проблемы, знакомиться с нормами развития детей. Вместе с родителями составляется план коррекционной работы, с их разрешения проводится психологическая диагностика детей.

Педагог-психолог в детском саду не только помогает разрабатывать программы, но и сам проводит занятия с детьми. С помощью сказок, стихов, сценок и игр малыши могут знакомиться с разными эмоциями, учиться их отслеживать и регулировать у себя. В разделах программы могут быть темы о дружбе детей, о семейных ценностях, о способах разрешения конфликтов детьми между собой. Использование арттерапии помогает дошкольникам избавиться от напряжения, расслабиться и создать такие картины, которые вызывают у них чувство удовольствия. Наличие песочницы в психологическом кабинете помогает детям лучше познать свой собственный внутренний мир за счет создания в песке различных сюжетных историй. Специалист комментирует действия детей, направляя их фантазию в позитивно-развивающее русло.

Психолог в детском саду должен постоянно повышать уровень своей квалификации, быть в курсе новых постановлений в области образования и прав детей. В процессе прохождения аттестации наравне с педагогами учреждения он может получить квалификационную категорию, уровень которой зависит от стажа, образования и результатов работы за прошедший период работы. Аттестация проводится на рабочем месте психолога раз в 5 лет с целью не столько оценки, сколько стимулирования специалиста поддерживать свою компетентность в соответствие с требованиями к должности.

Комментарии