Гюстав Доре: биография, иллюстрации, творчество, дата и причина смерти
Иллюстрации Гюстава Доре известны во всем мире. Он оформил множество книжных изданий XIX века. Особенно популярными стали его гравюры и рисунки для Библии. Возможно, этот художник является самым знаменитым иллюстратором за всю историю книгопечатания. Однако далеко не всем известно, что художественного образования Доре так и не получил, а первый контракт при окладе в 5000 франков годовых он заключил с издательством, когда ему исполнилось 15 лет. Его слава иллюстратора затмила тот факт, что художник был также талантливым живописцем и скульптором. Статья предлагает историю и список, а также изображения некоторых произведений этого выдающегося мастера.
Детство
Гюстав Доре родился в 1832 году 6 января на улице Нуэ-Блей города Страсбурга в семье инженера-мостостроителя Жана-Филиппа Доре. Наделенный острым чувством наблюдательности, мальчик с детства демонстрировал выдающееся воображение и необычный талант к рисованию. Его первый альбом с рисунками, датированный 1842 годом (Гюставу исполнилось десять лет), демонстрирует удивительный профессионализм ребенка: наличие титульной страницы, подписей к иллюстрациям и оглавление. В ряде рисунков мальчик применил прием антропоморфизма, перенося человеческие образы на других одушевленных существ, к примеру, животных. Уже тогда его рисунки отображали юмористическую и живую манеру, свойственную будущему художнику.
Период обучения
В 1840 году отец Гюстава, получив должность главного инженера «Корпуса мостов, вод и лесов», был назначен в департамент Эн, и вся семья переехала в город Бург-ан-Бресс. Там Гюстав Доре поступает в Королевский колледж и становится одним из самых преуспевающих учеников. Однако наибольшим образом он выделяется своими незаурядными карикатурами и рисунками. Мальчик в подробных уличных сценах отражает окружающий его мир Бурга. Его вдохновляют работы иллюстраторов-карикатуристов Чама, Грандвина и Родольфе, считавшегося теоретиком и первым создателем искусства комикса. Стиль юного Доре становится более утонченным, его прежде жесткая линия приобретает гибкость и чувственность. Когда Гюставу исполнилось 13 лет (1845 год), одно из издательств Бург-ан-Бресса напечатало три его литографии, которые стали самыми ранними опубликованными работами.
Первая работа и изданный альбом
В 1847 году пятнадцатилетний Доре переезжает с матерью в Париж, где поступает в лицей Карла Великого (Charlemagne) и начинает работать над карикатурами своего «Дневника для смеха». Он показывает рисунки Шарлю Филипону - парижскому издателю, мастеру политической сатиры и директору популярных журналов «Карикатура» и «Чаривари». Издатель предлагает Доре трехлетний контракт и выделяет страницу для его рисунков в еженедельнике Le Journal. Юноша создал 1379 эскизов для газеты, и это стало для него хорошей практикой с достойной оплатой.
Молодой человек вскоре становится видным карикатуристом в издательстве, его изображения отличаются графическим новаторством и резкой иронией. Но стремясь угодить одновременно интеллектуальным и правящим кругам, а также, чтобы миновать скандалов, он избегает политических и социальных тем.
Его первый альбом литографий «Подвиги Геркулеса», интерпретирующий античную мифологию, был выпущен в 1847 году издательством Aubert & Cie. На каждой странице размещалось не более трех изображений с короткими подписями, подчеркивающими комичность сюжетов. Рисунки Гюстава Доре для этой серии, созданные под влиянием творчества иллюстратора Родольфа Топфера, составляли последовательное повествование в карикатурах, что производило впечатление непрерывности и движения. После выхода альбома и работы в Le Journal художник быстро прославился и в 1848 году выступил с двумя рисунками пером в Парижском салоне. После смерти отца (1849) он жил со своей матерью до самой ее кончины в 1879 году.
Путь к известности
В 1851 году были опубликованы издательством Aubert & Cie два альбома Доре, один из которых - «Благодарность удовольствия» - сегодня значится в числе первых французских комиксов. В своей технике иллюстратор использовал литографический карандаш.
С 1851 года Гюстав Доре впервые выставляет свои живописные картины и создает скульптуры на религиозную тему. Он сотрудничает с различными журналами, в том числе Journal pour tou. В 1854 году издатель Джозеф Брай публикует роман Рабле, иллюстрированный сотней гравюр Доре. В 1873 году Гюстав выпустит еще одну версию иллюстраций для произведений этого величайшего французского сатирика.
В 1854 году под редакцией Джозефа Брая вышла книга «Парижский зверинец» о столичном быте с 99 гротескными рисунками и 14 гравюрами Гюстава Доре. Но это недорогое издание с низким качеством печати и скромным форматом не соответствовало высоким амбициям художника. Становясь все более известным, он между 1852 и 1883 годами иллюстрирует более 120 книг, которые появляются сначала во Франции, затем - в Англии, Германии и России.
«История Святой Руси»
Книга вышла во время Крымской кампании в 1854 году, она содержала более 500 изображений и считалась сильной политической пропагандой. Это была первая крупномасштабная работа Доре, ставшая единственным политическим и последним его альбомом сатиры. Художник в живописной карикатурной форме выступил как иллюстратор и рассказчик драматической истории России - страны, против которой Франция и Англия выступили с военными действиями. Альбом создан в контексте широкого националистического движения начала Крымской войны и возрождал западное клише русского «варварства». С помощью удивительных графических трюков, смешных изображений и остроумных подписей Доре отображает историю России весьма кровавой и жестокой, начиная от истоков и до эпохи современной художнику. Но комичный характер военных сцен, массовых убийств и пыток вызывает лишь улыбку, а не ужас. Издание сразу после выхода в свет получило невероятную известность во Франции.
Оттачивание мастерства
В 1856 году происходит творческий прорыв Гюстава Доре в графическом искусстве печатного оттиска. Иллюстрируя стихотворение Гренира «Блуждающий еврей», положенное на музыку Пьера Дюпона, художник совершенствует технику цветной гравюры на дереве. Его нововведения дали возможность рисовать с размывкой красками непосредственно на древесине доски и достичь бесконечной палитры тонов, очень близкой к живописным эффектам. Каждая такая пластина с изображением и короткой строкой из стихотворения стала произведением искусства. Эта работа считается прогрессивной в истории гравюры, и она заслуженно обрела большой общественный успех.
Пресытившись карикатурой и шаржами для новостей, талантливый гравер и художник Гюстав Доре намерен выразить свои способности в иллюстрациях к великим литературным произведениям. Желая отобразить их в том же формате, что и «Блуждающий еврей», он составляет список из тридцати книжных шедевров, среди которых присутствуют «Ад» Данте, «Дон Кихот», сказки Перро, произведения Гомера, Вергилия, Аристотеля, Мильтона, Шекспира. Издатели отказываются сделать эти роскошные публикации, поскольку они должны обойтись слишком дорого. Доре работает над гравюрами к «Аду» из «Божественной комедии» Данте и самостоятельно публикует их в 1861 году. Успех издания превзошел все ожидания, что можно обобщить одной из рецензий: «Автор (Данте) сокрушен рисовальщиком. Более чем Данте, проиллюстрированный Доре - это Доре, который иллюстрирует Данте».
Пик успеха
1860 годы были самыми насыщенными в творчестве Гюстава Доре. Десятилетие началось с того, что 13 августа 1861 года художник был награжден орденом Почетного легиона. Затем последовала поездка в Испанию в 1861 и 1862 году с бароном Дэвилье, результатом которой стал цикл заметок с рисунками Доре «Путешествия по Испании» и «Боевые быки», опубликованных с 1862 по 1873 год в журнале Le Tour du monde. Довольно долго работал Гюстав Доре над иллюстрациями к Библии, которая вышла в 1866 году и стала самым всемирно известным шедевром художника. Помимо этого, в течение десятилетия он создал потрясающие изображения к таким великим произведениям:
- «Буря» Шекспира (1860) с пятью гравюрами;
- «Ад» (1861) с 76 изображениями, «Чистилище и Рай» (1868) с 60 иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте;
- «Приключения Мюнхгаузена» Бюргера (1862) с 158 изображениями;
- «Дон Кихот» Сервантеса (1863) с 377 иллюстрациями;
- «Атала» Шатобриана (1863) с 44 рисунками;
- «Охота на львов и пантер в Африке» Бенджамина Гастино (1863) с 17 гравюрами на дереве;
- «Синдбад-мореход» (1865) с 20 иллюстрациями;
- «Капитан Фракасс» Готье (1866) с 60 рисунками;
- «Труженики моря» Гюго (1867) с 22 иллюстрациями;
- 9 сказок Шарля Перро (1867);
- басни Лафонтена (1868) с 248 рисунками;
- «Идиллии короля» Теннисона (1868) с 37 оттисками.
Живопись
На протяжении своей творческой карьеры Доре отличался в равной степени склонностью к иллюстрации и живописи, не видя между ними несовместимости. Он создает большие полотна, такие как «Данте в девятом круге ада» (1861) , «Загадка» или «Христос, покидающий преторий» (1867-1872). Большинство критиков упрекает художника в том, что его живопись является лишь увеличенного формата иллюстрацией с присущей Доре композицией, общим планом, декором и постановкой поз персонажей. Это суждение негативно повлияло на Доре, отчаявшегося быть признанным в качестве живописца.
Английский период
Известность гравюр и рисунков Доре распространяется по всей Европе. Художника встречает огромный успех на лондонской выставке, состоявшейся в 1869 году. Он пребывает несколько месяцев в Лондоне, чтобы создать графический образ столицы Британии для издательства Grant & Co. Его искусство композиции достигло пика в оформлении книги «Лондон: паломничество» Уильяма Бланшара. А графика к стихотворению Сэмюэля Кольриджа The Rime of the Ancient Mariner (1875) является одним из величайших шедевров художника.
Иллюстрациями Гюстава Доре с 1872 года и до конца жизни мастера были украшены такие произведения:
- «Лондон: паломничество» Уильяма Бланшара (1872), 180 изображений;
- «Потерянный рай» Милтона (1874), 50 иллюстраций;
- «Лондон» Луиса Эно (1876), 174 гравюры;
- «История крестовых походов» Мишо (1877), 100 гравюр;
- «Неистовый Роланд» Ариосто (1878), 668 иллюстраций;
- «Ворон» Эдгара По (1883), 23 гравюры.
Неизвестно почему, но вопреки тому, что иногда пишут, Доре не проиллюстрировал ни одного из произведений Жюля Верна.
Смерть
Гюстав Доре умер от сердечного приступа в возрасте 51 года 23 января в 1883 году. Он оставил впечатляющее наследие, которое превышает десять тысяч произведений. Его друг - военный деятель Франции Фердинанд Фош - организовал службу в парижской католической церкви, Базилике Святой Клотильды, похороны в Пер-Лашезе и прощальную трапезу на улице Сен-Доминик, 73.
В 1931 году Анри Леблан опубликовал научное исследование каталог-резоне, в котором перечислены 9850 иллюстраций, 68 музыкальных наименований, 5 плакатов, 51 оригинальная литография, 54 рисунка с размывкой, 526 рисунков карандашом и тушью, 283 акварели, 133 картины и 45 скульптур Гюстава Доре. Музей в Бург-ан-Брессе хранит наибольшее количество произведений этого выдающегося человека: 136 экземпляров масляной живописи, рисунков, скульптур.