Социальные медиа - это... Понятие, определение, виды, классификация с примерами, виртуальные миры, цели, задачи и особенности развития

В настоящее время в России речь идет о возникновении соревновательного элемента между платформой Youtube и телевидением. Большая часть людей в возрасте за сорок в большей мере доверяет последнему, чем каким-либо каналам информации в интернете, а вот в среде молодежи наблюдается обратная тенденция. Именно с этим связано появление феномена социального медиа маркета. Иными словами, медиа с усиленным эффектом привлечения внимания, или медиа с возможностью обратной интерактивной связи реципиента с акцептором.

Понятие и определение

Социальные медиа – это способ массовой коммуникации, завязанный на системе Интернет. К ним относят буквально все информационную продукцию, которую можно найти в Сети: видео, картинки, тексты.

Если обратиться к более научному определению, то можно узнать следующее:

Социальные медиа – вид масс-медиа, который используют для описания новых форм коммуникации производителей контента с его потребителями и для которых определяющее значение имеет фактор копродукции контента самими пользователями конечного продукта, когда каждый читатель/подписчик блога может, например, выполнять функции комментатора, репортера, фотокорреспондента и редактора данного сервиса. Викисловарь

Является ли видеоблог Поперечного представителем вида социальных медиа? Да. Официальный паблик Общественной Палаты РФ "ВКонтакте"? Да. "Твиттер", публикующий забавные картинки и истории из жизни котиков? Снова да.

Проще говоря, все, что вы видите вокруг себя в Интернете – это социальные медиа.

Виды онлайн-медиа

Классически принято выделять три вида онлайн-платформ такого типа. В категории социальных медиа – это массовые, тематические, а также фото- и видео- хостинги. Остановимся на них подробнее.

  • Массовые социальные медиа – основные платформы для общения, где каждый может быть заинтересован в какой-либо его части. Социальные сети, общие новостные платформы.
  • Тематические социальные медиа – профессиональные онлайн-платформы, специфические форумы вроде «Будущие мамочки» или «Столяры Кубани».
  • Фото- и видео- хостинги – YouTube, "Яндекс.Картинки" и так далее. Ключевое отличие от двух предыдущих в том, что этот вид полностью состоит из визуального (или аудио-визуального) контента.

Классификация

В мире существует четкая классификация разновидностей социальных медиа. Выделяют четыре класса – коммуникации, совместная работа, мультимедиа и другое, не вошедшее в предыдущие три формата, но не имеющее достаточно признаков, чтобы быть выделенным в отдельный класс.

К первому относят блогинг и микроблогинг, создание своего контента (посты, фотографии на аватарках) в социальных сетях, анкеты на сайтах знакомств. Ко второму – различные вариации "Википедии", к третьему – аккаунты на видео- и фото- сайтах. Среди относящегося к четвертому классу обычно выделяют системы вопросов-ответов (всем знакомые «Ответы Mail.ru», например) или различные виртуальные миры (к примеру, литературные ролевые игры).

Встречаются смешанные позиции, так, к относительно новым социальным медиа можно отнести систему "Перископ", которая одновременно относится к первому и третьему классу.

Виртуальные миры

Кроме названных литературных ролевых (создание своих персонажей, отыгрывание их мыслей, чувств, действий путем создания текста, в некоторых случаях – с помощью визуальных средств) к виртуальным мирам относятся многопользовательские или однопользовательские онлайн-игры. Иными словами, это мир, созданный искусственно, путем программирования. Самые популярные социальные медиа в России такого толка – World of Tanks и различного рода экономические игры ("Фермы"), расположенные на платформах социальных сетей.

Цели и задачи

Чем же отличаются социальные медиа от прочих медийных средств? В первую очередь, своей мобильностью. Включение пользователя в создание контента позволяет в конечном итоге лучше удовлетворять социальным медиа потребность в информировании человека.

С другой стороны, за счет того же элемента включенности, социальные медиа более удобный инструмент для управления настроениями людей, чем активно пользуются рекламодатели (как пример – таргетированная реклама). Анализ социальных медиа, который проводится с помощью нейросетей и высокоскоростных лингво-модулей.

К задачам социальных медиа относят пошаговое расширение аудитории с помощью увеличения количества и качества разнонаправленного контента в одних случаях, и привлечение к себе с помощью рекламных кампаний не вовлеченных прежде потребителей.

Глобальной целью социальных медиа является охват как можно большей (максимально возможной) доли аудитории для дальнейшего исполнения своих функций.

Функции

С учетом того, что социальные медиа включают в себя трансформировавшуюся под технические достижение века журналистику, она переняла и ее функционал.

Функции классических медиа:

  • коммуникативная – связь разных частей общества друг с другом, их осведомление о существовании и проблемах друг друга, помощь в ослаблении общественного напряжения,
  • идеологическая – формирование у человека устойчивого определенного мировоззрения (поэтому медиа часто называют четвертой властью),
  • культурно-образовательная – просвещение зрителя или читателя,
  • рекреативная – отдых, восстановление от стресса.

В различных научных исследованиях рекламная функция либо выделяется в отдельную, либо относится к рекреативной.

Особенности развития

Появление социальных медиа было предопределено появлением в общем доступе Всемирной паутины в одна тысяча девяносто первом году и браузера NCSA Mosaic в одна тысяча девяносто третьем.

Если к концу девяностых годов пользователями сети было пятьдесят миллионов человек, то в две тысяче семнадцатом году – свыше трех с половиной миллиардов, что составляет 48% населения Земли.

Понятно, что с такими темпами (с одна тысяча девяносто пятого до две тысячи семнадцатого года количество пользователей увеличилось в семьдесят раз!) развития интернета, способы взаимодействия с публикой также находятся в непрерывном развитии.

Поступательное движение, характеризующее развитие системы, выглядит как продвижение в социальных медиа более технически сложного по возможности своего воспроизведения контента. Текстовые материалы, преобладающие до начала нулевых годов, были практически вытеснены визуальными. Появление платформы YouTube связано с всеобщей видеофикацией информации (не зря поколение нулевых называют поколением с клиповым мышлением, то есть не способными увлекаться на промежуток, дольше пяти минут, и усваивающими информацию в том случае, если она подана в яркой обложке), которая, в свою очередь, могла возникнуть, только благодаря появлению должного технического оснащения (типичный компьютер конца девяностых – начала двухтысячных годов просто не справился бы с воспроизведением высокоформатного видео). Таким образом, развитие средств социальных медиа породило целый перечень новых профессий: видеоблогер, блогер, SMM-аналитик, веб-дизайнер и многие другие.

Перспективы

Значит ли это, что социальные медиа создали новые возможности на рынке труда, не вытеснив старые? Да.

Разумеется, несмотря на появление интернета, профессия столяра не перестала быть необходимой, поэтому появление новых профессий не вытеснило старые. Хоть, разумеется, привлекательность некоторых вакансий стала гораздо большей по сравнению с иными. Но подобный бум происходит во все периоды после научно-технических достижений (после полета Гагарина, в шестидесятых, все хотели быть космонавтами). При этом увлечение модой, следование ролевой модели «героя» не приводит к тому, что некоторая профессия всерьез и надолго закрепляется в качестве наиболее актуальной и перспективной. Во-первых, увлечение или не увлечение тенденцией зависит от сферы интересов и круга навыков конкретной личности, а во-вторых, в интернете за счет новостного бума, пика популярности того или иного блогера или иных факторов происходит естественная ротация наиболее престижных, востребованных, привлекательных профессий.

Системы мониторинга социальных медиа позволяют сделать вывод о том, что перспективы развития социальных медиа довольно многообещающи. Так, популярнейшую в России социальную сеть «ВКонтакте» ежемесячно посещает более тридцати шести миллионов человек, а, например, аудитория социальной сети Instagram в России составляет около двенадцати с половиной миллионов человек в месяц. Социальные сети — это один из способов самовыражения человека, и в эпоху победившего индивидуализма они будут лишь набирать очки привлекательности, особенно среди молодежи. Из этого следует, что теперь социальные медиа — это отдельная сфера бизнеса, в которой ключевым пунктом становится продажа и перепродажа раскрученных аккаунтов в социальных сетях.

Примеры

Но что бездоказательно говорить, если в открытом доступе есть множество доказательств торжества онлайн-сетей над прежде известными формами медийного взаимодействия?

Юрий Дудь собирает четыре миллиона семьсот тысяч просмотров своего интервью за сутки, юмористические ролики Поперечного набирают шесть миллионов шестьсот тысяч просмотров за месяц и имеют потенциал набирать все больше, когда телевидение, имея годы наработанного престижа, не могут удержать свою аудиторию и вынуждено переходить «на территорию врага», создавая свои сайты, вещающие параллельно телеканалу.

Многие держащиеся на плаву телепередачи своему успеху обязаны именно поддержке со стороны онлайн-платформ и своих зрителей (обсуждения в твиттере, позволяющие вовлекать новых зрителей, трейлеры и таргетированная реклама, всплывающая у пользователей Всемирной сети), но даже несмотря на этот симбиоз, можно уверенно говорить о победе социальных медиа: поколение телевизора, рано или поздно, просто вымрет, с учетом того, что среди молодежи нет никакого четкого тренда на просмотр программы телевещания.

Так, в социальных сетях России, медиа, принадлежащие к поколению прошлого века, все чаще просто высмеиваются в популярных пабликах.

Комментарии