Успенская церковь в Кондопоге: история, особенности и интересные факты
Утраченный в настоящее время православный храм, располагавшийся в Карелии, являлся выдающимся памятником заонежского деревянного зодчества, объектом республиканского культурного наследия. Располагалась Успенская церковь в Кондопоге, в исторической части города.
Некогда здесь, на берегу Онежского озера, находилось одноименное село. Среди многочисленных шатровых деревянных церквей ей не было равных по красоте, хотя специалисты не отмечали и коренных отличий.
История храма
Конец XVI столетия для Русского Севера стал тяжелым временем интервенции: проиграна Ливонская война, шведы хозяйничают в Карельском уезде. В писцовых книгах 1582-1583 годов сохранились сведения об убийствах местных крестьян и сожжении Успенской церкви.
Спустя два года на этом месте был построен новый храм с тремя алтарями и устремленным верх шатром. Но и эта церковь была уничтожена огнем. И вновь ее очень быстро восстановили из пепла. В земельных летописях 1619 года новый храм в Кондопоге описывался как теплая церковь с покрытой железом крышей и трапезной.
Четвертый храм
Четвертая Успенская церковь в Кондопоге была возведена в 1774 году. К моменту освящения нового храма были подготовлены образа для иконостасов. Специально для этой церкви был написан список Тихвинской иконы Божьей Матери, который стал точной копий чудотворного образа.
Вначале иконостас был тябловым, но затем его закрыли резной конструкций, которая была выполнена в стилистике екатерининского барокко. Стены нового храма украсили образа из иконостаса разобранной предыдущей церкви. Строители в свое детище вкладывали все свое умение, душу и знания, которые они переняли и впитали от своих отцов и дедов. Их учли и умело использовали строители Успенской церкви в Кондопоге.
По визуальным впечатлениям, сооружение было очень изящным, легким и даже, как это ни странно звучит, казалось миниатюрным. Скорее всего, это связано с тем, что строителям удалось применить принцип соразмерности при ее возведении.
Во второй половине XIX века вокруг уникальной Успенской церкви в Кондопоге был построен целый храмовый комплекс. Кроме самого Успенского храма, в него вошли шатровая колокольня на шесть колоколов и зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Пятиглавая церковь Рождества Богородицы была обшита досками и окрашена в белый цвет.
Храм после революции
В соответствии с Декретом об отделении церкви от государства, а также инструкции Наркомата юстиции и отдела по делам музеев, все имущество Успенской церкви было передано отделу по делам музеев. Колокольня в храмовом комплексе простояла лишь сто лет после постройки. Ее варварски разрушили в тридцатые годы. К моменту ее уничтожения она уже потеряла свой голос — пять колоколов из шести исчезли бесследно, а последний был вывезен на скотный двор.
В Богородице-Рождественской теплой церкви в советские времена вначале сушили зерно, позже устроили клуб колхоза, носившего символичное название «Культура». Церковь никогда не перестраивалась, но реставрационные работы проводились в 1927, 1950 и в 1999 году.
Летом 1960 года Успенская церковь в Кондопоге (Карелия) по решению Совета министров России была взята под охрану государства. Некоторое время храм был филиалом краеведческого музея города. В последние годы здание церкви не принадлежало РПЦ. В ней не совершались богослужений, последний священник отец Иоанн Лядинский был в 1937 году расстрелян.
Особенности архитектуры
Успенский храм представлял собой шатровую деревянную церковь. Основной объем составляли два восьмерика, которые были поставлены на четверик, с алтарным прямоугольным прирубом и двумя необычными висячими крылечками. Высота сруба башни и шатра, четверика и двух восьмериков, составляла в соотношении примерно 1:2.
Над алтарем крыша была овальной, над папертью — двухскатной. Войти в храм можно было с северной и южной сторон, по крылечкам, каждое из которых насчитывало по восемнадцати ступеней. Все пропорции, несколько раз повторяющиеся в церкви, делали сооружение целостным и единым.
Внутреннее убранство
Старые лики святых встречали прихожан и всех посетителей уже на крыльце. Поднявшись по нему, они попадали в довольно простую, но очень просторную трапезную. Вдоль ее стен тянулись лавки, а невысокий потолок опирался на два мощных резных столба, похожих на статуи, которые удерживали на своих «руках» потолок. Массивные столбы в трех местах были перетянуты резными жгутами-перехватами. Немного выше второго из них к потолку от столбов отходили фигурные полукруглые кронштейны.
Иконостас и потолок-небо
До страшной трагедии, когда произошел пожар в Успенской церкви в Кондопоге (Карелия), в ней хранился уникальный, выполненный в стиле барокко иконостас, а также иконописный потолок.
Небо в церкви Успения было единственным образцом композиции «Божественная литургия» в действующем храме. В центральном его медальоне можно было увидеть икону «Христос Великий архиерей». Христа окружали расположенные на 16 гранях и на рамке центрального кольца серафимы с херувимами, ангелы, облаченные в дьяконские одежды, держащие в руках литургические атрибуты. Эта композиция словно подчеркивала единство земной и небесной литургии.
Росписи были выполнены на отдельных деревянных иконных щитах, которые затем собирали в потолки, имевшие конусообразную форму.
Успенская церковь в Кондопоге: кто служил в ней?
В начале нового тысячелетия в храме еще проводились в летние церковные праздники богослужения. Для проведения служб формально был назначен настоятелем священник, который служил в другом храме города — протоиерей Лев Большаков. Последнее богослужение было проведено три года назад.
У памятника архитектуры был директор и два сторожа, которые отвечали за сохранность собственности музея. К сожалению, во время поджога сторожа рядом не оказалось.
Пожар в Кондопоге
10 августа 2018 года в Кондопоге сгорела деревянная Успенская церковь. От нее остался лишь небольшой фрагмент и деревянные завалы. Пожарная сигнализация сработала в 9:28. Первая пожарная машина на место прибыла в 9:41. Церковь, история которой исчислялась 244 годами, была уничтожена огнем менее чем за час.
Первая и на сегодняшний день единственная версия трагедии — поджог. Вместе с уникальным памятником деревянного зодчества были уничтожены огнем все иконы, среди которых были очень ценные.
Виновник трагедии
Следственный комитет России по Республике Карелия возбудил уголовное дело по факту поджога ценнейшего памятника истории, культуры и архитектуры — церкви Успения Богородицы. Естественно, всех интересует, кто поджег Успенскую церковь в Кондопоге. По версии следствия, им оказался 15-летний подросток, отдыхавший у бабушки. Он задержан и находится в центре временного содержания, который предназначен для несовершеннолетних правонарушителей.
Пожар в Кондопоге стал страшным потрясением для всех верующих. Успенская церковь сгорела практически дотла. Первый вердикт специалистов прозвучал как приговор: восстановлению не подлежит.
Восстановление храма
Между тем сегодня власти Карелии считают возможным восстановление Успенской церкви в Кондопоге. Дело в том, что на ближайшие годы была намечена его реставрация. Были подготовлены все необходимые чертежи и архивные данные, однако не были выделены средства.
Специалисты из московской организации «Спецпроектреставрация» начали предвосстановительную консервацию церкви. Артур Парфенчиков — глава Карелии — сообщил, что специалисты начали проводить маркировку уцелевших элементов, выполняют замеры, разбирают и сортируют конструкции. По периметру сруба разобраны завалы, сохранившиеся части конструкций церкви складируют в штабеля на прилегающей территории.
Артур Парфенчиков добавил, что все работы проводятся на добровольной основе, по желанию волонтеров на основании разрешения, выданного республиканским Управлением по охране объектов культурного и архитектурного наследия. Минкультуры России считает, что на восстановление храма потребуется более 100 миллионов рублей.
«Северный духовный путь» — благотворительный фонд — объявил об открытии счета для сбора добровольных пожертвований на воссоздание Успенского храма в Кондопоге. Для сбора пожертвований был создан Попечительский совет, председателем которого стал митрополит Карельский и Петрозаводский Константин. Кроме того, в его состав вошел игумен Валаамского монастыря — епископ Панкратий. И надо сказать, что первые средства на счет уже поступают. Одним из первых миллион рублей пожертвовал глава Чечни Рамзан Кадыров.
Братия монастыря на Валааме во главе с игуменом, осознав свой христианский долг и сложность предстоящих трудов, готовы принять активное участие в столь благом деле, как восстановлении сгоревшего храма, который был уникальным памятником русского культового деревянного зодчества. Члены Духовного собора обители заявили о перечислении на счет миллиона рублей. Но особенно ценными являются пожертвования рядовых прихожан.
Интересные факты
- Еще совсем недавно Успенская церковь являлась самым высоким деревянным культовым сооружением в Карелии: Ее высота составляла 42 метра.
- Столбы внутри храма соединялись с потолком массивными полукруглыми кронштейнами. Складывалось впечатление, что они символизируют человека, который в молитве вознес руки к небу. Большинство культурологов считают, что эти колонны являются символом Богини Берегини. Это интересно тем, что Берегиня – это символ языческого мира Карелии, каким он являлся до прихода христианства. Таким образом, становится очевидным, что статуи языческой богини находились в православном храме. Споры по этому поводу не утихают между исследователями до сих пор: многие несогласны с этим утверждением и считают колонны просто элементом интерьера.
- Интересно, что в годы Второй мировой войны, когда город Кондопога вместе с основной частью Карелии был оккупирован войсками Финляндии, в храме Успения регулярно проводились богослужения, причем не только православные, но еще и лютеранские. О временах оккупации в военном архиве Финляндии сохранилось множество бесценных фотографий, на которых запечатлена Успенская церковь вместе с сохранившимся на тот момент зимним пятиглавым храмом.
Как и подавляющее большинство верующих в нашей стране, прихожане Кондопоги верят, что удастся собрать необходимые средства для восстановления уникального храма.